Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков

Литвинова Светлана Николаевна

Учитель, МКОУ "СОШ № 14" имени В.И.Слядневой, с.Надежда, Шпаковский район, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Литвинова С.Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 780530


 

Процесс формирования оптимального профессионального самоопределения современных подростков в связи с переходом на профильное обучение требует новых подходов не только к определению целей и содержания среднего образования, но и пересмотра методов и технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.

Ряд проделанных исследований решает актуальную задачу современного среднего образования – изучение психологических особенностей профессионального самоопределения, современных подростков. Существующие противоречия между реальной ситуацией развития и формирования оптимального профессионального самоопределения подростков в процессе обучения в школе и требованиями современной социальной ситуации обусловили необходимость более глубокого изучения этой проблемы.

Профессиональное самоопределение старшеклассников находится во взаимосвязи с личностным самоопределением, являясь важной характеристикой, социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, которая подразумевает наличие у подростков следующих новообразований: потребность в самоопределении; умение видеть психологическую перспективу; внутреннюю позицию и целеполагание.

На процесс профессионального самоопределения подростков оказывают влияние различные факторы (престиж профессии, уровень оплаты труда специалиста в данной сфере, положение профессии на рынке труда и востребованность данной профессии в современных условиях, возможность получения помощи в обучении в том числе и материальной, и расположение выбираемого учебного заведения, предмет и условия труда, мнения окружающих значимых людей, средства массовой информации, социально- экономические условия) и условия (личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формированиям профессионального).

При формировании оптимального профессионального самоопределения следует учитывать возможность осуществления профессионального выбора по интересам, осознание своих профессиональных склонностей, способностей, индивидуально- психологических особенностей и адекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности. Формирование у подростков профессионального самоопределения соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику, осуществляется посредством целенаправленной деятельности психолого-педагогического сопровождения.

Эмпирический и экспериментальный этап исследования позволил достичь значимые результаты и подтвердить выдвинутую гипотезу.

Наблюдается противоречивый характер процесса профессионального самоопределения подростков в современном обществе: ориентацию на осуществление осознанного выбора профессии и в то же время усиление ориентации на получение диплома о высшем образовании. Рыночная, кризисная ситуация с большой неопределенностью отражается снижением показателей уверенности в правильности выбранной профессии.

Стремление подростков к оптимальному выбору профессиональной деятельности с учетом «внутренних» и «внешних» условий; оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, увеличивается с возрастом. Оптимальный выбор профессии понимается ими как предпочтение определенной профессии, то есть основной траектории будущего профессионального становления, с одновременным определением нескольких профессий как возможных других траекторий в случае возникновения серьезных препятствий при движении по основному пути профессионального развития. Это является актуальной проблемой данного этапа развития человека, успешное решение которой позволяет полноценно участвовать в дальнейшей жизни общества, быть счастливым и успешным в других жизненных сферах.

На профессиональный выбор учащихся 9-х классов чаще оказывают влияние родители и средства массовой информации, поэтому выбор учащимися в этом возрасте неоднозначен, что отражается в сильном разбросе на профессии разных типов и свидетельствует о полинаправленности профессионального выбора современных подростков.

В результате внедрения программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков «Моё будущее – мой выбор», ребята научились осознавать свои профессиональные возможности, ориентироваться в мире труда, профессиях и условиях их получения, оценивать различные аспекты профессионального выбора и индивидуальные ресурсы для преодоления трудностей собственного профессионального становления. Разработанная программа способствует формированию у подростков умения проектировать образ профессионального будущего, осознавать свои профессиональные, учебные и личностные возможности, необходимые для практической реализации выбора, и определять пути профессионального роста с помощью развития рефлексии.

Эффективность комплексной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков, интегрирующей в себе различные направления работы школьной психологической службы с учащимися, родителями и педагогами, проверена в опытно-экспериментальной работе.

Её внедрение позволило обеспечить позитивную динамику формирования оптимального уровня профессионального самоопределения подростков.

 

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Академия, 2017. 368 с.
  2. Белоусова В.В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2017. 26 с.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
  4. Борисова Е.М., Гуревич K.M. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 2008. №1. С.77-82.
  5. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2012. №2. С.28-39.
  6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев; 2008. 274 с.
  7. Ефимова Е. Педагогическая поддержка старшеклассников при выборе профильного обучения // Народное образование. 2008. №5. С. 181-185.
  8. Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 2008. 395 с.
  9. Катаева-Венгер A.A. Трудный возраст: подростки сегодня: пособие для учителей и родителей. М.: Школьная Пресса, 2002. 112 с.
  10. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. 124 с.
  11. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М.: Педагогика, 2008. 58 с.
  12. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости. URL: http://www.selfmoney.narod.ru/semen.htm
  13. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2015. 256 с.
  14. Crites S. The vocational choice [Text] / J. Crites. N.Y., 2014.
  15. Ginzberg E. Toward a theory of occupation choice [Text] // The career development quarterly. N.Y., 2008.
  16. Havighurst RJ. Stages of vocational development [Text] Boston: Houghton Mifflin, 2014
  17. Marcia J. Identity in Adolescence [Text]. New York: Wiley, 2010.
  18. Super D.E. Career development: Self concept theory [Text]. New York: College entrance examination board, 2013.
  19. Super D.E. The psychology of careers [Text]. New York: Harper & Brothers, 2017.