Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Кравчук Наталья Геннадьевна

Воспитатель, МАДОУ №138, г. Хабаровск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кравчук Н.Г. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 775085


 

Сообщение на педсовете

В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Принципы совместной работы ДОУ с семьями:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • мониторинг общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель ДОУ – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на:

  • коллективные (массовые) формы, которые подразумевают работу со всем или большим составом родителей детского сада или группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей;
  • индивидуальные формы, которые предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников;
  • наглядно-информационные формы, они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

А также нетрадиционные формы, которые пользуются собой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Доминирующую роль среди форм общения педагог-родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Цель данной формы работы это координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

Педагогический совет с участием родителей. Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция. Ценность этой формы работы в том, что участвуют не только родители, но и педагоги, работники управления образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, логопед, педагоги школы искусства, хореографы.

Тематические консультации. Организуются с целью квалифицированно ответить на все вопросы, интересующие родителей или дать совет.

Педагогический консилиум. Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.

Групповые собрания родителей. Форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

«Круглый стол». Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, которые обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет или родительский комитет группы. Это группа родителей, которая содействует администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности, так же участвуют в организации и проведении совместных мероприятий.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Такая форма работы знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

«Дни открытых дверей». Даёт возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, т.к. сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.

Презентация или сайт дошкольного учреждения. Знакомит родителей с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Устный педагогический журнал. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Вечера вопросов и ответов. Такая форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский университет». Данная форма способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

В родительском университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

Мини-собрания. Ценность этой формы работы с родителями в том, что обсуждается интересующая всех тема в узком кругу из 3-4 семей.

Исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.

Попечительский совет. Является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Индивидуальные формы:

Педагогические беседы с родителями. Организуются с целью оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.

Посещение семьи. Познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Индивидуальные консультации. Педагог отвечает на вопросы родителей и стремится дать квалифицированный совет.

К данным формам можно также отнести:

  • Индивидуальные блокноты;
  • «Школа молодой семьи»;
  • Выполнение индивидуальных поручений;
  • Телефон Доверия;
  • Почта Доверия;
  • Копилка Добрых дел;
  • Гость группы;
  • Доброволец.

Досуговые формы взаимодействия с родителями:

Праздники, утренники, концерты, соревнования и др. Данная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такая форма важна в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – это укрепление детско-родительских отношений.

Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей.

К данным формам также можно отнести:

  • Кружки и секции;
  • Клубы отцов, бабушек, дедушек;
  • Клуб выходного дня;
  • Выпуск стенгазеты;
  • Домашние гостиные;
  • Работа театральной труппы: дети-родители (совместная постановка спектаклей);
  • Семейные встречи;
  • Веломарафон;
  • Музыкальные и литературные салоны;
  • Коллекционирование и др.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:

Главная задача – познакомить родителей с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей в ДОУ и группе, оказывать практическую помощь семье и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада.

  • Уголок для родителей;
  • Выставки, вернисажи детских работ;
  • Информационные листы;
  • Памятки для родителей;
  • Папки–передвижки;
  • Родительская газета;
  • Видеофильмы;
  • Совместное создание предметно-развивающей среды;
  • Семейный и групповые альбомы;
  • Фотовыставки;
  • Эмоциональный уголок.

Информационно-аналитическая форма организации взаимодействия с родителями:

Анкетирование. Такая форма используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Письменные формы взаимодействия с родителями:

Поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения (когда сложности с графиком работы родителей или нехватка времени мешают вам встретиться с ними лично).

  • Брошюры. Пособия. Бюллетень;
  • Еженедельные записки;
  • Неформальные записки;
  • Личные блокноты. Доска объявлений. Ящик для предложений;
  • Отчеты.