Кравчук Наталья Геннадьевна
Воспитатель, МАДОУ №138, г. Хабаровск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кравчук Н.Г. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 775085
Сообщение на педсовете
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Принципы совместной работы ДОУ с семьями:
Главная цель ДОУ – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на:
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
А также нетрадиционные формы, которые пользуются собой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Доминирующую роль среди форм общения педагог-родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Цель данной формы работы это координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
Педагогический совет с участием родителей. Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция. Ценность этой формы работы в том, что участвуют не только родители, но и педагоги, работники управления образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, логопед, педагоги школы искусства, хореографы.
Тематические консультации. Организуются с целью квалифицированно ответить на все вопросы, интересующие родителей или дать совет.
Педагогический консилиум. Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.
Групповые собрания родителей. Форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
«Круглый стол». Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, которые обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет или родительский комитет группы. Это группа родителей, которая содействует администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности, так же участвуют в организации и проведении совместных мероприятий.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Такая форма работы знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
«Дни открытых дверей». Даёт возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, т.к. сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Презентация или сайт дошкольного учреждения. Знакомит родителей с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Устный педагогический журнал. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Вечера вопросов и ответов. Такая форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
«Родительский университет». Данная форма способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
В родительском университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Мини-собрания. Ценность этой формы работы с родителями в том, что обсуждается интересующая всех тема в узком кругу из 3-4 семей.
Исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.
Попечительский совет. Является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Индивидуальные формы:
Педагогические беседы с родителями. Организуются с целью оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Посещение семьи. Познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Индивидуальные консультации. Педагог отвечает на вопросы родителей и стремится дать квалифицированный совет.
К данным формам можно также отнести:
Досуговые формы взаимодействия с родителями:
Праздники, утренники, концерты, соревнования и др. Данная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такая форма важна в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – это укрепление детско-родительских отношений.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей.
К данным формам также можно отнести:
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
Главная задача – познакомить родителей с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей в ДОУ и группе, оказывать практическую помощь семье и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада.
Информационно-аналитическая форма организации взаимодействия с родителями:
Анкетирование. Такая форма используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Письменные формы взаимодействия с родителями:
Поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения (когда сложности с графиком работы родителей или нехватка времени мешают вам встретиться с ними лично).