Цыганова Елена Анатольевна
Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 79 комбинированного вида", г. Саранск, республика Мордовия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Цыганова Е.А. Конспект занятия в старшей группе "Воздух - невидимка" // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 754800
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Раздаточный материал полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, мыльные пузыри, надувные игрушки, воздушные шары, , тазик с водой, стеклянные шарики
Демонстрационный материал: схемы со свойствами воздуха, весы (самодельные)
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия
– Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне очень захотелось стать ученым. А вы знаете, кто такие ученые?
Дети отвечают.
– Правильно, ученые – это люди, которые что-то изобретают, что-то изучают, экспериментируют.
– А вы хотите сделать открытие? Хотите стать юными учеными?
Дети отвечают.
– И я очень хочу стать ученым. Предлагаю вам превратиться в ученых.
В мир волшебный и цветной
Вы отправитесь со мной.
Только ручкой я взмахну
Всех в ученых превращу.
– Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня, предлагаю вам отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем!(воздух)
– Ребята, а что же такое воздух?
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
– В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе, а чем я ее украсила?
Дети отвечают.
– Ребята, скажите, а почему один шарик такой вялый, грустный?
Дети отвечают.
– Молодцы, какие большие шары вы надули. А как из таких маленьких шариков получились такие большие шары?
Дети отвечают.
Правильно, внутри шара воздух. А откуда он взялся?
– Молодцы, ребята! Мы сделали с вами первое открытие: Внутри нас есть воздух. Найдите схему этого открытия на доске.
– Внутри нас есть воздух, а вокруг нас есть воздух?
Дети отвечают.
– Ребята, а мы можем поймать воздух?
Дети отвечают.
– А как же нам его поймать?
Пройдем к следующему столу.
– А для этого возьмем полиэтиленовый пакет, откроем его и наполним воздухом, проведем в сторону и закрутим его. Что в пакете? Пакет становится выпуклым. Почему?
Дети отвечают.
– На что похожи наши пакеты?
Дети отвечают.
– Посмотрите, воздух имеет цвет? Мы видим воздух?
Дети отвечают.
– Давайте понюхаем, воздух имеет запах?
Дети отвечают.
– Итак, мы сделали второе открытие: воздух не имеет цвета, не имеет запаха, он невидим. Найдите схему на доске.
– Чтобы мои ученые немного отдохнули, давайте поиграем в малоподвижную игру «Кому нужен воздух?»
– Пройдем к следующему столу. Посмотрите, какие весы, что на весах?
Дети отвечают.
– Шарики перевешивают друг друга или они уравновешены. Давайте попробуем один шарик проткнуть, что у нас получится?
– Посмотрим на весы, что произошло?
– Правильно, где висит шарик, с той стороны перевесили весы.
Если лопнем и второй шар, весы уравновешиваются. Мы сделали третье открытие: Воздух имеет вес. Найдите схему на доске, которая соответствует нашему открытию.
– Предлагаю пройти к следующему столу. Что лежит на столе?
Дети отвечают.
– Возьмите в руки стеклянные шарики и опустите в воду. Что с ними произошло?
Дети отвечают.
– Теперь попробуем опустить в воду воздушные шары? Почему они не тонут? Правильно, потому что внутри них есть воздух, а воздух имеет вес. А раз он имеет вес, он должен утонуть. Почему же так получается?
– Воздух по сравнению с водой легче или тяжелее?
Дети отвечают.
– Правильно, воздух легче воды, поэтому не дает утонуть шарику.
– Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
– Итак, мы сделали четвертое открытие: Воздух легче воды. Найдите схему на доске.
– Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
– Какой опыт вам понравился больше всего?
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
С миром красочным, волшебным
Нам пора прощаться.
С лаборатории в детсад
Пора нам возвращаться.
– Возьмите в руки воздушные шары, давайте споем с вами песню «Не уроните шарик».