Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы

Лях Наталья Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ ДС № 4 "Красная Шапочка", Краснодарский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лях Н.Е. Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 753107


 

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты словами: поровну, столько-сколько.

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, слева, справа, вверху, внизу.

Развивающие:

Продолжать закреплять знания детей о признаках осени; развивать активную речь детей, логическое мышление

Воспитательные:

Воспитывать желание оказывать помощь; воспитывать любовь к природе, к прекрасному.

Дидактический материал: Магнитная доска, плоскостные фигуры (береза, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёж, медвежонок. Поляна, корзина, грибочки. Листочки, ёлка, пенек, шкатулка, медали. Стрелки зеленого, желтого, синего цвета, письмо, три кленовых листка, поднос. Шишки большие и маленькие, две корзинки с картинками медведя и белки на них.

Ход НОД

Восп.: Дети нам в группу почтальон принес письмо, а прислала его Лесная Фея. Давайте прочтем.

Добрый день, ребята. Меня зовут Лесная фея, в осеннем лесу у меня очень красиво и я буду рада видеть вас у себя в гостях. Но чтобы путешествовать вам было интересно я приготовила для вас три задания, а найдете вы их на кленовых листьях. Если вы выполните правильно все задания, то получите медали почетного гостя моего леса. Желаю вам удачи. Лесная фея.

Восп.: Хотите отправиться в путешествие в осенний лес?

Дети: Да!

Восп.: Назовите какое сейчас время года?

Дети: Осень

Восп.: Правильно, дети, осень, а какие приметы осени вы знаете?

Дети.: Желтеют и опадают листья, идут дожди, птицы улетают, люди одеваются теплее.

Восп.: Какие вы молодцы, правильно.

Я вам сейчас прочту стихотворение которое подтвердит ваши слова.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года осенью зовется. (М. Ходякова)

Восп.: Ну, что же тогда в путь.

А куда же нам идти как вы думаете? (дети определяют, указывая на стрелку) Правильно, пойдем туда, куда указывает зеленая стрелка. Ребята, посмотрите какая красивая осенняя полянка (находит кленовый лист с заданием, читает). Сколько корзин с грибами вы видите на поляне?

Дети: Одну.

Восп.: Верно на поляне одна корзина с грибами?

Восп.: Вам надо взять из корзины по одному грибочку, (дети выполняют задание). Сколько грибочков взял каждый из вас?

Дети: Один

Восп.: Верно, ребята, у вас по одному грибочку.

А теперь поставьте грибы на полянку (дети выполняют задание). Посмотрите сколько на дорожке опавших осенних листьев, принесите к своему грибочку один листочек и положите рядом (дети выполняют ). Скажите, что можно сказать о количестве грибочков и листочков на поляне?

Дети: Поровну

Восп.: Верно, молодцы.(педагог добивается как можно больше ответов, если дети затрудняются задает наводящие вопросы)

Дети: Листочков столько сколько грибочков.

Восп.: Молодцы, ребята, правильно.

Восп.: Подумайте, как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы нам с вами было видно, что их одинаковое количество?

Дети: Грибочек можно поставить на листочек.

Восп.: Хорошо, правильно. А как еще, подумайте?

Дети: Можно листочком накрыть каждый грибочек.

Восп.: Верно, давайте накроем грибочки листочками.

Восп.: И мы с вами точно теперь можем сказать, что грибочков и листочков на полянке, дети, поровну, листочков столько сколько грибочков.

Восп.: Правильно, какие вы молодцы, я думаю Фее очень понравились ваши ответы.

С первым заданием вы справились. Идем дальше, как вы думаете по какой стрелке?

(дети отвечают) верно по желтой. Посмотрите как красиво в осеннем лесу, как осень потрудилась, одела деревья в разноцветные наряды и только ели стоят зеленые и обратите внимание их все больше и больше.

Мне кажется, что мы с вами попали в еловый лес.

Посмотрите, что это? воспитатель поднимает шишку, на которой прикреплен кленовый лист с заданием, читает. «Дорогие ребята, белка и мишка не смогли поделить шишки, белочке нужны маленькие, а мишке большие. Помогите, пожалуйста, зверятам».

Восп.: Ну, что поможем зверятам поделить шишки?

Дети: Поможем.

Восп.: Посмотрите как много шишек?(шишки лежат на подносе, украшенном в осеннем стиле). Внимательно посмотрите и скажите здесь лежат шишки одинаковые или разные по величине?

Дети: Разные, большие и маленькие.

Восп.: Скажите, ребята, как вы определили, что шишки разные по величине?

Дети: Посмотрели на шишки и увидели, что они разной величины.

Восп.: Возьмите, пожалуйста, по одной большой шишке, взяли? (дети показывают). Хорошо, а теперь найдите ей пару маленькую шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую в левую руку.

Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой?

Дети: Маленькая шишка меньше большой шишки.

Восп.: Правильно. Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой?

Дети: Большая шишка больше чем маленькая шишка.

Восп.: Все правильно молодцы, дети. А теперь положите большие шишки в корзину для мишки (посмотрите внимательно, где корзина для медведя), а маленькие шишки в корзину для белочки (дети выполняют задание). Давайте еще раз убедимся правильно ли мы свами разделили шишки (смотрят поочередно в корзинки убеждаются, что шишки разделены правильно).

Восп.: Продолжаем наше путешествие, дальше путь нам указывает синяя стрелка (идут по направлению синей стрелки). Посмотрите, как красиво вокруг, сколько разноцветных листьев. Вот там впереди побежал зайка, он испугался шелеста опавших листьев. Слышите справа от нас вспорхнула птица, а слева кто там шуршит? (предположения детей) конечно же это ѐжик шуршит в опавшей листве.

Я хочу прочесть вам стихотворение, которое написал И.А. Бунин «Листопад» (прочитав стихотворение подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплен кленовый лист) читает задание.

Лесная Фея предлагает нам с вами поиграть в игру, которая называется «В лесу». Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на доске?

Дети: Дерево, береза.

Восп.: Здесь еще есть предметы, я вам покажу, а вы назовите их: гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, листочки, елочка. Нам надо расположить эти предметы правильно по отношению к березе. Подумайте, что может находиться вверху над березой.

Дети: Солнце, облако, птица.

Восп.: Что находится внизу от березы.

Дети: Гриб, листочки. Справа от березы расположите ёжика и зайца, слева расположите медвежонка и ёлочку (дети располагают предметы, если затрудняются педагог помогает им).

Восп.: Ребята, как вы думаете мы с вами справились с заданием.

Дети.: Да.

Восп.: Конечно справились и за это Лесная Фея на пенёчке оставила для вас шкатулку с наградами (воспитатель открывает шкатулку и вручает детям награды). Теперь вы все почетные гости волшебного леса. Вам понравилось путешествие? (ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Возвращаемся в детский сад? А как? (ответы детей). Конечно, мы вернемся с вами по знакомому маршруту и еще раз полюбуемся красотой осеннего леса.

 

Литература:

Пономарева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений Средняя группа. М:. МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017. 64 с.