Использование набора Пертра для развития ВПФ у детей с ОВЗ

Калинина Светлана Всеволодовна
Чернышкова Анна Григорьевна
Кириенко Вита Сергеевна

Педагог-психолог, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Педагог-психолог, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Педагог-психолог, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калинина С.В., Чернышкова А.Г., Кириенко В.С. Использование набора Пертра для развития ВПФ у детей с ОВЗ // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 749519


 

Актуальность

В дошкольном возрасте большинство психических функций находятся в стадии формирования. Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем.

Цикл разработанных нами упражнений с использованием комплекса Пертра направлен на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, формированию первичных математических представлений и графических навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью).

 

Пояснительная записка

Незаменимым помощником в развитии познавательной сферы и психомоторной коррекции является игровой комплект "ПЕРТРА".

Комплект Пертра – пособие, предназначенное для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младшими школьниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу-психологу решать множество задач развития ребенка: его органов чувств, познавательных процессов, личностных проблем. При выполнении всех заданий идет работа мелкой моторики рук, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, целенаправленности деятельности, умения договориться во время игры. Формирования умений и навыков общения в процессе игры способствует развитию произвольности общения, формированию активной позиции в коллективе детей.

В состав комплекта Пертра входят семь наборов игровых средств в чемоданах, в каждом чемодане от 100 до 1000 деталей; две доски основы и мобильный стеллаж для хранения чемоданов.

Благодаря разнообразию деталей «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора вызывает у детей интерес и познавательную активность.

Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.

Работу с любым набором игровых средств мы начинаем с изучения каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин – рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали из одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.

На занятиях доски-основы могут располагаться как на столе, так и на ковровом покрытии, на полу. На досках-основах есть отверстия, потому что в составе каждого ящика имеются деревянные штыри для установки на этих основах. На эти штыри можно надевать различные бусины, натягивать резиночки.

 

Набор № 1 «Пространство на плоскости»

Большая часть деталей в этом чемодане с желобами, из которых ребенок может выстраивать различные лабиринты, дорожки, можно использовать маленькие шарики (прокатывать их по лабиринтам). Есть в комплекте машинки, человечки, которые по этим дорожкам могут ходить. Всё это – подготовка руки к письму, это развитие графомоторных навыков и мелкой моторики, это ориентировка на плоскости, потому что, выстраивая дорожки, ребенок все время проговаривает: «Здесь у меня дорога повернет направо, а здесь дорога повернет налево, а здесь я сделаю перекрёсток и т. д.» Во время проезда по улицам вырабатываются содружественные движения глаз и рук.

С противоположной стороны каждая деталь имеет те же самые дорожки, нанесенные краской. Можно использовать деталь той стороной, где желобки, и той стороной, где нанесена краска, чтобы строить дорожки. По таким дорожкам ребенок может тоже прокатывать шарик, водить человечка и т. д.

Плоскость можно разделить на 2 части, выложить с одной стороны одни дорожки, а с другой стороны другие дорожки, симметрично отобразив на другой половине.

Можно использовать различные цветные метки для ориентировки на плоскости, например, ребенку дается инструкция «Ты движешься от синего домика к желтому и т. д.».

В работе с детьми с ОВЗ можно использовать самые простые и элементарные задания, которые соответствуют развитию ребенка, которые направлены на развитие необходимых психических процессов и на формирование определенных навыков, именно на данном этапе развития. Например, ребенку строит «улицу», затем на одну из улиц помещается шарик, который он должен провести до конца. Данное упражнение позволяет развить координацию зрения и действия рук, концентрацию движений.

 

Набор № 2 «Упорядочивание элементов»

Большая часть элементов относится к сенсорным эталонам, т. е. это геометрические формы разного цвета. Есть 2 рамки-подставки, на которых педагог с ребенком могут работать с формой, делить форму на части. Например, «Как разделить квадрат на 2 части, из каких фигур мы это сложим? Из каких фигур нужно сложить, чтобы разделить квадрат на 4 части? и т. д.». Это понимание части и целого, аналитическое восприятие формы.

Данный набор хорошо использовать для конструирования, применять контрастные решения одного цвета на другом. Хорошо развивается зрительное восприятие, потому что ярче контраст красного на желтом, хуже контраст зеленого на синем и т. д. В зависимости от сформированности зрительного восприятия у каждого ребенка.

В результате работы с данным набором, формируются: представления о геометрических формах, цвете, размере; способность к классификации. Занятия с элементами этого чемодана способствуют развитию элементарных математических навыков и умений (больше, меньше, столько же), умение различать геометрические формы по цвету, форме, размеру. Очень нравится детям такой вариант игры: глаза ребенка завязаны, передаём ему любую деталь набора. Ребенок должен на ощупь определить: какая фигура у него в руках.

 

Набор № 3 «Одинаковое и разное»

Большая часть деталей этого набора – это бусины разных размеров и разных цветов. Есть шнуры разного диаметра и разной длины, на которые можно нанизывать бусины, можно закрепить этот шнур, он имеет деревянное окончание.

Можно попросить ребенка выполнить задание по образцу, можно по словесной инструкции, можно выполнять групповое упражнение, когда один ребенок задает параметры, например, «Возьми цилиндр красного цвета», а другой ребенок выбирает соответствующую деталь и нанизывает её.

Можно использовать упражнение на зрительную память, когда мы собираем образец и накрываем его чем-либо, а ребенок тут же выполняет по памяти. Применение этого набора в работе именно с детьми с ОВЗ считаем эффективным, так как он способствует развитию мелкой моторики, что необходимо практически всем детям.

Итак, занятия с набором способствуют развитию: представлений о форме, размере и цвете; умение соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий (на глазок и способом наложения одной детали на другую); способности к классификации; пространственной ориентации. Формируются содружественные движения глаз и рук, пальцев правой и левой руки.

 

Набор № 4 «Пространство и преобразование»

В набор входят деревянные шаблоны разных форм, деревянные пластины для крепления на доске-основе, воротца, резинки с пробками на конце.

При помощи этого комплекта можно строить различные лабиринты с воротами, когда они открываются, закрываются, ребенок прокладывает там что-то.

Можно поиграть в ворота забивая шайбы, если натянуть на периметре резинки, при помощи, которых ребенок будет отталкивать шайбы.

Можно использовать детали набора, как шаблоны, т. е. работа не только на досках – основах, но и на бумаге, можно обводить фигуры, делать какие-то орнаменты, конструировать и т. д.

Обратите внимание на воротца, они все поворачиваются, можно строить лабиринты. Можно работать с резинками и со штырьками, делать заборчики, составлять резинками различные геометрические фигуры.

 

Набор № 5 «От каракуль к каллиграфии»

В этом наборе основу составляют тоже детали с желобками, но в этом наборе еще есть пластиковый лист (оргстекло). Ребенок выстраивает дорожки, накрывает их этим оргстеклом и может вести магнитным штифтом металлические шарики, это подготовка руки к письму, когда ребенок фиксирует пишущий предмет в руке и удерживает металлический шарик, проводя по этим дорожкам.

Упражнения с этим набором хорошо развивают графо моторные навыки и зрительно-двигательную координацию.

 

Набор № 6 «От хватания к схватыванию»

В этом наборе в огромном количестве присутствуют бусины различного диаметра и размера, шнурки, причем, от самых толстых до самых тоненьких, резинки, шайбы – все то, что поможет организовать работу по развитию мелкой моторики. Можно вести работу с цветом, формой, величиной этих бусин.

К этому набору прилагается доска-основа уже на 280 отверстий, на которой можно организовать игру боулинг – выстраиваются маленькие деревянные кегли на доске, натягиваются резиночки, и ребенок либо шариками, либо плоской шайбой, которая входит в комплект, отталкивается от этой резиночки и пытается сбить кегли. Маленький ребенок еще не способен оценить большое пространство в спортивном зале, для того чтобы попасть по кеглям, а вот такую игру на столе, он с удовольствием примет и будет развивать свой глазомер.

 

Набор № 7 «Развитие элементарных математических представлений»

В этом наборе есть цифры, числовые полоски, бусины для выкладывания количества. На деревянных деталях с цифрами есть желобки, в которые ребенок может выкладывать определенное количество бусин, т. е. все то, что поможет сформировать математические представления счета, пересчета у детей дошкольного возраста.

При работе с методическим комплектом «Пертра» можно одновременно использовать детали из нескольких наборов.

Вариантов упражнений с этой игротекой очень много, все зависит от фантазии педагога и от уровня развития детей.

 

Литература:

Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. М.: ИНТ, 58 с.