Методическая разработка «Аквагимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей»

Давлетбаева Елена Валериевна

Воспитатель, "ДС КВ№16"г. Усинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Давлетбаева Е.В. Методическая разработка «Аквагимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 749049


 

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие "здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду: детей, педагогов и родителей. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов 75% всех болезней человека заложено в детские годы, в связи с этим педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Понятие "здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению как физического, так и психического здоровья дошкольников.

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Какие же они современные здоровьесберегающие технологии?

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика;
  • Динамические паузы;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Релаксация;
  • Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, аквагимнастика и пр.).

II. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Образовательная деятельность по физической культуре;
  • Игротренинги;
  • Коммуникативные игры;
  • Самомассаж.

III. Коррекционные технологии:

  • Технология воздействия цветом;
  • Фонетическая ритмика;
  • Психогимнастика.

IV. Арт-терапия:

  • Изотерапия;
  • Сказкотерапия;
  • Фототерапия;
  • Музыкальная терапия;
  • Игровая терапия;
  • Песочная терапия.

Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, именно поэтому одна из задач ФГОС ДО направлена на «Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». В связи с этим, в качестве одного из приоритетных направлений своей профессиональной деятельности, я использую здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья. Одной из таких технологий является аквагимнастика, которая представляет собой один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Аквагимнастикой называются гимнастические упражнения, выполняемые в воде. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Соединение этого увлечения со специальными пальчиковыми упражнениями в воде и называется пальчиковой аквагимнастикой.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием речи ребёнка. Работая с младшими детьми, моей целью стало повысить уровень сформированности мелкой моторики рук, что в итоге приведет к повышению уровня развития речи.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Передо мной встала задача найти интересные игры и подходы для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук. Я нашла большое разнообразие пальчиковых игр и упражнений с предметами, с музыкальным сопровождением и без. Но особенно меня заинтересовала Аквагимнастика – здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей.

Задачи:

Познакомить детей с новым видом гимнастики, научить выполнять различные упражнения.

Повысить уровень развития мелкой моторики, мышления, внимания, памяти и связанной речи.

В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении.

Аквагимнастика для пальчиков и рук — это занимательные игры в воде. Вода — одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

Во многих случаях игра с водой выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто в своей работе я использую воду в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Таким образом, игровые методы могут применяться:

  • с целью диагностики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии.

А так как игры происходят в воде, а вода — одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Такие игры являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
  • Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
  • Работу проводить регулярно, систематически;
  • Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
  • Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
  • Необходимо следить, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Вода в мине бассейне должна быть 37-37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут.

Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

  • нельзя намеренно выливать воду на пол;
  • нельзя брызгаться водой;
  • после игры вытереть руки насухо.

«Пальчиковые игры и упражнения в воде» — это упражнения на знакомство с водой и ее свойствами, проговаривание стихов и чистоговорок с движениями инсценировка каких-либо рифмованных историй, сочинение сказок при помощи пальцев и различных мелких игрушек.

Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.

Игра «Знакомство с водой»

Поглаживание поверхности воды, ходьба пальчиками по воде, постепенное погружение пальчиков в воду.

Упражнение «Чашечка»

Складываем ладошки в форме чашечки, набираем воду, выливаем воду.

Упражнение «В воде дельфин»

Заранее разучивается любая пальчиковая гимнастика и проводиться в контейнере с водой.

Упражнение «Заполни формочку»

С помощью груши или пипетки набираем воду и заполняем формочку для льда жидкостью.

Упражнения «Мамины помощники»

Моем детскую посуду, выполняя круговые движения, затем вытираем полотенцем.

Упражнение «Рыбалка»

В контейнере плавают шарики разного размера, с помощью ложки или ситечка вылавливаем сначала большие затем маленькие шарики.

Упражнение «Морские художники»

Необходимо выложить камушки на дне контейнера силуэт или контур цифры.

Упражнение «Сочини сказку»

Выполняя это упражнение можно сочинить, как самостоятельную историю, так и совместную, продолжая историю другого рассказчика.

Игра «Собери сокровище»

Собираем с детьми «сокровища» (камешки, ракушки, рыбки). Затем называем какое – либо «сокровище» и просим достать его.

Игра «Медуза»

Кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем.

Игра «Морская звезда»

Кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рак»

Кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку — Здравствуй! — я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

И подал клешню в ответ.

Игра «Рыбка»

Кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

Ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин–малыш

Приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Игра «Акула»

Пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

Игра «Маленькая лодочка»

Обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

Игра «Пароход»

Обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены — это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

Игра «Дождь»

Пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

Игра «Волны»

Ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Игры проводились в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельной деятельности детей.

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познавательной сферы и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук, пальчиковая аквагимнастика в стихах не только способствует развитию пластики рук, развитию речи, она прекрасно тренирует память малышей. Ведь каждый раз мы проговариваем весь текст громко и четко, поэтому дети его легко запоминают.

Пальчиковая аквагимнастика необходима детям с самого раннего возраста. Она становятся и мощным стимулом для развития речи, и так необходима малышу для его эмоционального развития. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

 

Литература:

  1. Барсукова О.В. Маленький бассейн для маленьких пальчиков. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/639131/ 
  2. Макеева Л.Н. Аквагимнастика — индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. URL: http://www.kids.covenok.ru/170071.htm 
  3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги: программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика–Синтез, 2007.
  4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие. М.: Просвещение.
  5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2010.