Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

Колосова Оксана Николаевна

Психолог, МКДОУ д/с комбинированного вида"Сказка", пгт Демьяново, Подосиновский район, Кировская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Колосова О.Н. Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 748185


 

В настоящее время сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность языка, психологическая защищенность, имеется наличие тайны и волшебства.

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60–70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90 годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой–Бочавер. В настоящее время — отечественными психологами и педагогами: М. Осориной, Е. Лисиной, Е. Петровой, Т.Д. Зинкевич–Евстегнеевой. Многие из них сами «разработали» сказки для сказотерапевтического процесса. Сказки представляют собой одно из средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Как инструмент познавательного и социального развития сказка позволяет передать ребенку опыт поколений. Моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развивать фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память. Как инструмент коррекции и терапии сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребенка, найти оптимальные выходы из различных ситуаций и вернуть ребенку гармоничное самоощущение. С помощью сказки ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также она воспитывает, развивает личность и при необходимости корректирует поведение.Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, страх, беспокойство, агрессию дети становятся, добрее, увереннее в себе. На сегодняшний день метод сказкотерапии особенно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Считаю, что сказка занимает особое место в жизни дошкольника, так как учит детей мечтать, усиливает мыслительную деятельность, обогащает их внутренний мир.

Данное направление отличается методологической простотой использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит хорошие результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений. Поэтому сказкотерапия является наиболее благоприятной и доступной технологией в гармонизации личности ребенка.

 

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб: Речь, 2006. 140 с.
  2. Дубрговин И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 2001. 160 с.
  3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия М., 2001. 35 с.
  4. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: ДНК, 2001.