Проект "Я и моя семья"

Грязнова Лариса Юрьевна

Воспитатель, МАДОУ детский сад № 23, г. Балаково, Саратовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Грязнова Л.Ю. Проект "Я и моя семья" // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 730707


 

Актуальность

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывая у них любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семьи и дому. Практика и проведенные научные исследования показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются рядом причин:

  • ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  • социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностными проблемами родителей: усталостью, психологическим и физическим перенапряжением, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания;
  • глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества нельзя оставить без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, как работа с семьей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к возрождению семьи как социального института, где ребенок проходит этапы первичной социализации. В настоящее время считается доказанным, что семья является источником, дающим силу для духовного развития, помогающим ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности" ("Закон об образовании").

Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на ребенка. И очень важно, какая это семья. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Рассмотрение проблемы семейного воспитания в сфере современной действительности позволяет сказать, что общественный кризис становится причиной распада семьи, отчужденности, оторванности ребенка от родителей. Все больше детей привлекают улица, телевизор, компьютер, чем живые человеческие чувства.

Жизненный идеал у россиян сегодня весьма расплывчат, в связи с чем мировоззрение утратило прежнюю сущность и не обрело новую.

Детский сад - первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей (Закон РФ "Об образовании").

Что может стать основой для сближения? Только сам ребенок.

Поэтому обращение к неформальному общению с родителями в процессе воспитания дошкольников, оптимизация форм и методов совместной работы с семей продиктованы рядом причин, особое место среди которых в настоящее время занимает осознание особой роли семьи в процессе социализации ребенка: в ней происходит первичная, видовая, родовая, половая, этническая идентификация с людьми разного возраста и пола, устанавливаются нормы и правила поведения, характерные для общенациональной традиционной культуры.

 

Концептуальные основы проекта

Изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений показало, что основой их является семейно-половое воспитание.

Семейно-половое воспитание рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В настоящее время педагоги внедряют современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, методы и приемы семейно-полового воспитания дошкольников. резко увеличилось количество неблагополучных семей, семей с минимальным доходом и имеющих разного рода психологические и физиологические изменения среди детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение. Многие мамы и папы заняты "зарабатыванием" денежных средств для обеспечения семьи продуктами питания и предметами, необходимыми для жизни, и не имеют возможности вывести детей в театр, кино, парк и т.п. Они мало времени проводят со своими детьми.

В некоторых семьях, не имеющих материальных трудностей, родители уделяют больше внимания и сил накопительству и не считают нужным направить свои средства на духовно-нравственное развитие членов семьи.

Отсюда возникают проблемы: низкий статус семьи, потеря семейных ценностей, традиций, низкий уровень культуры семьи.

Поэтому необходимость организации данного проекта определилась следующими причинами:

  1. Социальной и демографической ситуацией в ДОУ, микрорайоне;
  2. Социальным заказом родителей и педагогов;
  3. Положительными результатами в формировании и мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ отцовства у мальчиков в дошкольном возрасте;
  4. Повышенным интересом родителей к проблеме семейно-полового воспитания дошкольников.

 

Цель проекта: организация детско-родительского клуба "Я и моя семья" для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, формирование у детей понятие "Семья".

 

Задачи:

  1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами;
  2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и обучения детей дошкольного возраста;
  3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку.
  4. Создать условия для развития детей в совместной творческой деятельности с родителями и педагогами дошкольного учреждения;
  5. Развивать у родителей способность рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
  6. Формировать у детей представление о семье, профессии родителей;
  7. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  8. Совершенствовать стиль партнерских отношений;
  9. Развивать коммуникативные навыки детей.

 

Классификация проекта: по срокам реализации проект долгосрочный, по тематике – информационный, по составу участников – групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • знание детьми информации о свое семье;
  • понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека;
  • умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
  • проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

 

Механизм достижения поставленных целей

Клуб "Я и моя семья" – это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени, представляет большой интерес для родителей.

Заседание клуба носит форму нетрадиционного общения с родителями, например "Круглый стол", "Устный журнал", "Педагогическая гостиная". Тема заседаний ставится проблемно, например "Дружна ли наша семья", "Умеете ли вы играть" и т.д. Родителям не навязывается готовая точка зрения, проблемная постановка вопроса вынуждает их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. В ходе заседания находится ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная форма применялась и раньше, однако сегодня изменились принципы, на которых строится общение в триаде "педагог-ребенок-родитель". К ним относится общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А так же нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, и доверительные отношения между родителями и детьми.

Основные исходные категории и понятия проекта

Семья, ее основные функции, половое и семейное воспитание. "Семья представляет собой обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения" (Харчев А.Г.). Отсюда основными функциями семьи являются:

  • репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения – в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личном плане;
  • воспитательная - социализация молодого поколения;
  • хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми людьми;
  • экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других;
  • сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах деятельности;
  • духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовного взаимообогащения;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки всех членов семьи.

Родительство – интегральное психологическое образование личности отца или матери, включающее совокупность ценностных ориентаций родителей, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.

Под психолого-педагогической компетенции родителей понимается основанный на знаниях, личностно обусловленный опыт воспитания, развития, обучения и образования детей, состоящий из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, каждый из которых является показателями:

Когнитивный компонент:

  • Знания о половых, возрастных особенностях детей;
  • Знания о способностях, интересах, увлечениях ребенка;
  • Знания о способах и формах взаимодействия с ребенком;
  • Представление об идеальном образе ребенка, родителя;
  • Представления о различных родительских позициях;
  • Представление об ответственном и безнравственном поведении родителей;
  • Установки и ожидания относительно распределения ответственности в семье, в отношении образа ребенка, роли супруга в воспитании;
  • Ценностные ориентации родителей;
  • Знания о семейно-половой культуре.

Эмоциональный компонент: проявление любви к своему ребенку, эмоциональная близость всех членов семьи, взгляды, суждения, оценки относительно реализации родительских установок и ожиданий, потребность в воспитании развитого ребенка

Поведенческий компонент: реальное репродуктивное поведение, взаимоотношения супругов, формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля своего поведения и семейной ситуации.

Программа "Семьеведение для малышей" ориентирует педагогов на специальную работу по формированию в сознании детей системы общечеловеческих и семейных ценностей, гуманного отношения к людям и к себе, а так же предполагает тесную связь с родителями, повышение их компетентности в вопросах семейно-полового воспитания дошкольников.

Неиссякаемым источником идей, необходимым для решения задач семейно-полового воспитания, является детская книга, как хранительница лучших образов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяющая детям легко познать тайный смысл человеческой жизни. Она способна гармонизировать детско-родительские отношения, обогатить содержание общения родителей с детьми, так как книга вводит ребенка в мир новых впечатлений, переживаний, человеческих чувств. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

В проект включаются разнообразные мероприятия, которые направлены на возрождение типично русских традиций, таких как: крепкая семья, построенная на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании; беспредельная любовь к детям; ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека; традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле, неразрывно связанное с представлением о красоте, чести, мужестве, трудолюбии.

Тема, которой посвящены все мероприятия, с учетом красных дней календаря.

В рамках проекта используются активные методы взаимодействия:

  1. Вербальные: дискуссии, сочинения о своем ребенке, своей семье, рассказ о своем детстве, чтение познавательной литературы, индивидуальные занятия, анализ проблемных ситуаций;
  2. Наглядные. Показ способов деятельности, демонстрация моделей поведения, имитационная деятельность, дидактические игры, использование наглядных материалов;
  3. Практические: моделирование, творческие игры, практические работы, рефлексия, самостоятельная игра с книгой, вариативные упражнения, деловые игры, рекламная и проектная деятельность.

Педагогическая деятельность по формированию мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ отцовства у мальчиков осуществляется в старшей группе в соответствии с основными закономерностями психического развития детей 5-6 лет, со становлением их потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных видах деятельности.

Содержание занятий и представлений реализуется по блокам "Моя семья", "Мои мама и папа", "Мама - женщина", "Папа - мужчина". Один раз в неделю проводится комплексное обобщающее занятие, в процессе совместной деятельности воспитатель организует развивающее общение, сюжетные и дидактические игры, чтение художественной литературы, изобразительную деятельность, инсценирование.

 

Диагностический инструментарий:

Комплексная диагностика проводится с целью выявления наличия уровня развития мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ у мальчиков на начальном и конечном этапах работы (Программа "Семьеведение для малышей" Л.В. Коломийченко, О.А. Воронова).

Показатели:

  1. Знания о семье: выявить социальную ориентацию ребенка на семейную роль, соответствующую полу. Рисование на тему "Я в будущем";
  2. Знания о самом себе: выявить знания о многоролевом поведении каждого члена семьи, определить осознание будущей социальной семейной роли - мамы, папы, женщины, мужчины. Беседа с ребенком;
  3. Знания о маме и папе: выявить знания о полоролевых особенностях отца и матери, мужчины и женщины, мальчика и девочки. Задание "Выбери картинки";
  4. Проявление всего спектра чувств по отношению к членам семьи, овладение способами поведения, потребность в близости с родными: выявить полноту развития эмоционального и поведенческого компонента, мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ отцовства у мальчиков. Диагностическая беседа по рисункам.

Опросник "Сознательное родительство", автор М.О. Ермихина, представлен в книге Р.В. Овчаровой "Психология родительства", М., "Академия", 2005 г., с. 254-267.

Цель: выявить уровень родительской позиции, родительской ответственности, родительских чувств, родительских установок и желаний.

 

Этапы работы по реализации проекта:

  1. Подготовительный. Включает подготовку методических и дидактических материалов;
  2. Исследовательский. Включает диагностику уровня развития мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ у мальчиков, анкетирование родителей;
  3. Этап реализации содержательной части проекта (основной). Включает проведение мероприятий, предусмотренных графиком;
  4. Контрольный. Включает проведение повторной диагностики и анкетирования родителей, подведение итогов.

Предполагаемые результаты:

  • Положительная динамика в развитии детей: у детей сформированы мальчика, мужчины и женщины;
  • Повысить интерес к своей семье как у детей, так и у родителей;
  • Улучшились взаимоотношения родителей и детей;
  • Родители проявляют интерес и ответственность в семейно-половом воспитании детей;
  • Изменились родительские позиции, установки, семейные ценности;
  • Повысилась активность родителей: они участвуют в праздниках, развлечениях, дискуссиях, круглых столах, делятся опытом семейного воспитания, выполняют индивидуальные задания.

 

Календарный график реализации проекта

Наименование этапов работ

Мероприятие

Сроки

Результат

Подготовительный, исследовательский этапы

Анкетирование родителей

Сентябрь 2019

Результаты анкетирования

 

Диагностика, наблюдение за деятельностью детей

Сентябрь 2019

Результаты диагностики, наблюдений

 

Определение целей и задач проекта

Сентябрь

2019

Организация работы клуба

 

Подготовка методических и дидактических материалов. Собеседование со специалистами, воспитателями по распределению обязанностей по реализации проекта.

Сентябрь

2019

Методические и дидактические материалы.

Назначение ответственных по реализации мероприятий проекта

Основной этап

Разработка сценариев заседаний клуба

Сентябрь

2019

План-конспект

 

Организационное собрание родителей

1-2 неделя октября 2019

Протокол родительского собрания

Комплексные занятия:

"Мама, папа, я - дружная семья"

"Мужчины и женщины - разные люди"

"Я - ребенок, член семьи"

"Взаимоотношения в семье"

«Праздник всей семьей»,

«Я – мальчик, будущий папа, я – девочка, будущая мама»,

«Настоящие мужчины и настоящие женщины»,

«Мое семейное генеалогическое древо»,

«Дети- главная ценность семьи».

 

Октябрь 2019 – декабрь 2019

Составление конспектов занятий

 

Концерт, выставка детского рисунка, изготовление сувениров, подарков, пригласительных для бабушек и дедушек, Совета ветеранов - ко Дню пожилого человека: «Бабушка рядышком с дедушкой».

октябрь 2019

 

Подарки для ветеранов, фотоотчет концерта

 

Мамин день, изготовление сувениров, подарков, выставка детского рисунка, выпуск праздничных стенгазет, концерт ко Дню Матери

ноябрь 2019

Подарки, выставка рисунков, фотоотчет концера, выпуска газеты

 

Неделя здоровья: досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»,

февраль

2020

конспект досуга, фотоотчет

 

Сбор информации в шкатулку вопросов

Перед каждым заседанием клуба

Обработка вопросов

 

Изготовление приглашений для родителей

Перед каждым заседанием клуба

Вручение родителям

 

Подготовка стендов, информационных листов, совместная работа "Генеалогическое древо моей семьи"

Перед каждым заседанием клуба

Демонстрация готового материала

 

Создание информационных журналов для родителей

Каждый месяц

Демонстрация готового материала

 

Заседания клуба

"Давай знакомиться"

"Ее Величество Мать"

"А ну-ка, дедушки!"

"В гостях у бабушки"

"Умеем ли мы делать добро?"

"Чему мы можем научить друг друга?"

"Умеете ли вы играть"

"Дружна ли наша семья?"

"Послушание - это..."

Октябрь 2019

Ноябрь 2019

Декабрь 2019

Декабрь 2019

Январь 2020

Февраль 2020

Март 2020

Апрель 2020

Апрель 2020

Сценарии заседаний клуба, видеозаписи, папки-передвижки по итогам заседания

Оценочный этап

Сбор информации о проведении заседаний

После каждого заседания

Учет посещаемости, отзывы родителей

Заключительный (контрольный) этап

Анкетирование родителей, диагностика детей

2 раза в год

Результаты анкетирования, диагностики

 

Расширенный мониторинг "Удовлетворенность взаимодействием детского сада и семей воспитанников"

Апрель 2020

Результаты мониторинга