Грязнова Лариса Юрьевна
Воспитатель, МАДОУ детский сад № 23, г. Балаково, Саратовская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Грязнова Л.Ю. Проект "Я и моя семья" // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 13.02.2025).
Заказ № 730707
Актуальность
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывая у них любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семьи и дому. Практика и проведенные научные исследования показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются рядом причин:
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества нельзя оставить без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, как работа с семьей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к возрождению семьи как социального института, где ребенок проходит этапы первичной социализации. В настоящее время считается доказанным, что семья является источником, дающим силу для духовного развития, помогающим ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности" ("Закон об образовании").
Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на ребенка. И очень важно, какая это семья. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Рассмотрение проблемы семейного воспитания в сфере современной действительности позволяет сказать, что общественный кризис становится причиной распада семьи, отчужденности, оторванности ребенка от родителей. Все больше детей привлекают улица, телевизор, компьютер, чем живые человеческие чувства.
Жизненный идеал у россиян сегодня весьма расплывчат, в связи с чем мировоззрение утратило прежнюю сущность и не обрело новую.
Детский сад - первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей (Закон РФ "Об образовании").
Что может стать основой для сближения? Только сам ребенок.
Поэтому обращение к неформальному общению с родителями в процессе воспитания дошкольников, оптимизация форм и методов совместной работы с семей продиктованы рядом причин, особое место среди которых в настоящее время занимает осознание особой роли семьи в процессе социализации ребенка: в ней происходит первичная, видовая, родовая, половая, этническая идентификация с людьми разного возраста и пола, устанавливаются нормы и правила поведения, характерные для общенациональной традиционной культуры.
Концептуальные основы проекта
Изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений показало, что основой их является семейно-половое воспитание.
Семейно-половое воспитание рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В настоящее время педагоги внедряют современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, методы и приемы семейно-полового воспитания дошкольников. резко увеличилось количество неблагополучных семей, семей с минимальным доходом и имеющих разного рода психологические и физиологические изменения среди детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение. Многие мамы и папы заняты "зарабатыванием" денежных средств для обеспечения семьи продуктами питания и предметами, необходимыми для жизни, и не имеют возможности вывести детей в театр, кино, парк и т.п. Они мало времени проводят со своими детьми.
В некоторых семьях, не имеющих материальных трудностей, родители уделяют больше внимания и сил накопительству и не считают нужным направить свои средства на духовно-нравственное развитие членов семьи.
Отсюда возникают проблемы: низкий статус семьи, потеря семейных ценностей, традиций, низкий уровень культуры семьи.
Поэтому необходимость организации данного проекта определилась следующими причинами:
Цель проекта: организация детско-родительского клуба "Я и моя семья" для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, формирование у детей понятие "Семья".
Задачи:
Классификация проекта: по срокам реализации проект долгосрочный, по тематике – информационный, по составу участников – групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Механизм достижения поставленных целей
Клуб "Я и моя семья" – это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени, представляет большой интерес для родителей.
Заседание клуба носит форму нетрадиционного общения с родителями, например "Круглый стол", "Устный журнал", "Педагогическая гостиная". Тема заседаний ставится проблемно, например "Дружна ли наша семья", "Умеете ли вы играть" и т.д. Родителям не навязывается готовая точка зрения, проблемная постановка вопроса вынуждает их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. В ходе заседания находится ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная форма применялась и раньше, однако сегодня изменились принципы, на которых строится общение в триаде "педагог-ребенок-родитель". К ним относится общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А так же нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, и доверительные отношения между родителями и детьми.
Основные исходные категории и понятия проекта
Семья, ее основные функции, половое и семейное воспитание. "Семья представляет собой обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения" (Харчев А.Г.). Отсюда основными функциями семьи являются:
Родительство – интегральное психологическое образование личности отца или матери, включающее совокупность ценностных ориентаций родителей, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Под психолого-педагогической компетенции родителей понимается основанный на знаниях, личностно обусловленный опыт воспитания, развития, обучения и образования детей, состоящий из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, каждый из которых является показателями:
Когнитивный компонент:
Эмоциональный компонент: проявление любви к своему ребенку, эмоциональная близость всех членов семьи, взгляды, суждения, оценки относительно реализации родительских установок и ожиданий, потребность в воспитании развитого ребенка
Поведенческий компонент: реальное репродуктивное поведение, взаимоотношения супругов, формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля своего поведения и семейной ситуации.
Программа "Семьеведение для малышей" ориентирует педагогов на специальную работу по формированию в сознании детей системы общечеловеческих и семейных ценностей, гуманного отношения к людям и к себе, а так же предполагает тесную связь с родителями, повышение их компетентности в вопросах семейно-полового воспитания дошкольников.
Неиссякаемым источником идей, необходимым для решения задач семейно-полового воспитания, является детская книга, как хранительница лучших образов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяющая детям легко познать тайный смысл человеческой жизни. Она способна гармонизировать детско-родительские отношения, обогатить содержание общения родителей с детьми, так как книга вводит ребенка в мир новых впечатлений, переживаний, человеческих чувств. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
В проект включаются разнообразные мероприятия, которые направлены на возрождение типично русских традиций, таких как: крепкая семья, построенная на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании; беспредельная любовь к детям; ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека; традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле, неразрывно связанное с представлением о красоте, чести, мужестве, трудолюбии.
Тема, которой посвящены все мероприятия, с учетом красных дней календаря.
В рамках проекта используются активные методы взаимодействия:
Педагогическая деятельность по формированию мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ отцовства у мальчиков осуществляется в старшей группе в соответствии с основными закономерностями психического развития детей 5-6 лет, со становлением их потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных видах деятельности.
Содержание занятий и представлений реализуется по блокам "Моя семья", "Мои мама и папа", "Мама - женщина", "Папа - мужчина". Один раз в неделю проводится комплексное обобщающее занятие, в процессе совместной деятельности воспитатель организует развивающее общение, сюжетные и дидактические игры, чтение художественной литературы, изобразительную деятельность, инсценирование.
Диагностический инструментарий:
Комплексная диагностика проводится с целью выявления наличия уровня развития мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ у мальчиков на начальном и конечном этапах работы (Программа "Семьеведение для малышей" Л.В. Коломийченко, О.А. Воронова).
Показатели:
Опросник "Сознательное родительство", автор М.О. Ермихина, представлен в книге Р.В. Овчаровой "Психология родительства", М., "Академия", 2005 г., с. 254-267.
Цель: выявить уровень родительской позиции, родительской ответственности, родительских чувств, родительских установок и желаний.
Этапы работы по реализации проекта:
Предполагаемые результаты:
Календарный график реализации проекта
Наименование этапов работ |
Мероприятие |
Сроки |
Результат |
Подготовительный, исследовательский этапы |
Анкетирование родителей |
Сентябрь 2019 |
Результаты анкетирования |
|
Диагностика, наблюдение за деятельностью детей |
Сентябрь 2019 |
Результаты диагностики, наблюдений |
|
Определение целей и задач проекта |
Сентябрь 2019 |
Организация работы клуба |
|
Подготовка методических и дидактических материалов. Собеседование со специалистами, воспитателями по распределению обязанностей по реализации проекта. |
Сентябрь 2019 |
Методические и дидактические материалы. Назначение ответственных по реализации мероприятий проекта |
Основной этап |
Разработка сценариев заседаний клуба |
Сентябрь 2019 |
План-конспект |
|
Организационное собрание родителей |
1-2 неделя октября 2019 |
Протокол родительского собрания |
Комплексные занятия: |
"Мама, папа, я - дружная семья" "Мужчины и женщины - разные люди" "Я - ребенок, член семьи" "Взаимоотношения в семье" «Праздник всей семьей», «Я – мальчик, будущий папа, я – девочка, будущая мама», «Настоящие мужчины и настоящие женщины», «Мое семейное генеалогическое древо», «Дети- главная ценность семьи».
|
Октябрь 2019 – декабрь 2019 |
Составление конспектов занятий |
|
Концерт, выставка детского рисунка, изготовление сувениров, подарков, пригласительных для бабушек и дедушек, Совета ветеранов - ко Дню пожилого человека: «Бабушка рядышком с дедушкой». |
октябрь 2019
|
Подарки для ветеранов, фотоотчет концерта |
|
Мамин день, изготовление сувениров, подарков, выставка детского рисунка, выпуск праздничных стенгазет, концерт ко Дню Матери |
ноябрь 2019 |
Подарки, выставка рисунков, фотоотчет концера, выпуска газеты |
|
Неделя здоровья: досуг «Мама, папа, я – спортивная семья», |
февраль 2020 |
конспект досуга, фотоотчет |
|
Сбор информации в шкатулку вопросов |
Перед каждым заседанием клуба |
Обработка вопросов |
|
Изготовление приглашений для родителей |
Перед каждым заседанием клуба |
Вручение родителям |
|
Подготовка стендов, информационных листов, совместная работа "Генеалогическое древо моей семьи" |
Перед каждым заседанием клуба |
Демонстрация готового материала |
|
Создание информационных журналов для родителей |
Каждый месяц |
Демонстрация готового материала |
|
Заседания клуба "Давай знакомиться" "Ее Величество Мать" "А ну-ка, дедушки!" "В гостях у бабушки" "Умеем ли мы делать добро?" "Чему мы можем научить друг друга?" "Умеете ли вы играть" "Дружна ли наша семья?" "Послушание - это..." |
Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Апрель 2020 |
Сценарии заседаний клуба, видеозаписи, папки-передвижки по итогам заседания |
Оценочный этап |
Сбор информации о проведении заседаний |
После каждого заседания |
Учет посещаемости, отзывы родителей |
Заключительный (контрольный) этап |
Анкетирование родителей, диагностика детей |
2 раза в год |
Результаты анкетирования, диагностики |
|
Расширенный мониторинг "Удовлетворенность взаимодействием детского сада и семей воспитанников" |
Апрель 2020 |
Результаты мониторинга |