Работа воспитателя группы продленного дня, направленная на облегчение и ускорение процесса адаптации первоклассников к школе

Шпилинская Ирина Геннадиевна

Воспитатель группы продленного дня, МОУ "Школа № 48 города Донецка", г. Донецк, Украина 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шпилинская И.Г. Работа воспитателя группы продленного дня, направленная на облегчение и ускорение процесса адаптации первоклассников к школе // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 744879


 

Для того, чтобы успешно выполнить поставленные воспитательные задачи необходимо, прежде всего, создать условия для облегчения и ускорения процесса адаптации ребенка к школе.

В начале учебного года каждый ребенок был отдельной личностью, не было ни общих интересов, ни общих дел, поэтому важной работой воспитателя было формирование коллектива группы через активизацию деятельности каждого ребенка. 

Для этого проводились моделирующие, воспитательно-познавательные часы: «Знакомство» с элементами психологического тренинга, беседа «Учимся общению», «Венок пожеланий» с элементами психологического тренинга, «Взаимоотношения между мальчиками и девочками». Во время проведения развивающих часов использовались преимущественно коллективные, групповые формы работы. 

Адаптация к школе – это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников пришли в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница, помощник воспитателя, которые помогут одеться, раздеться, застелить постель. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая более жесткая система требований.

Дети учились новым навыкам самообслуживания: вешать вещи на вешалку, складывая брюки по стрелочкам, а джинсы по швам, юбочки, рубашки, сарафаны, правильно соблюдая последовательность. Им приходилось учиться по-другому застилать кровати, используя не детские комплекты белья, а для взрослых, что имело, безусловно, свои трудности. Но, обучаясь всему этому, они вынуждены были помогать друг другу, иначе невозможно справиться с большим пододеяльником. Мы не выходили из спальни, пока у всех не будет порядка. Все это приучило их помогать и заботиться друг о друге.

Детей, пришедших впервые в школу, встретил новый коллектив детей и взрослых. Им нужно было установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Оказалось, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносили нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения признавать школьные обязанности.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

Поэтому вся воспитательная работа, проводимая в 1 четверти, была направлена на облегчение и ускорение процесса адаптации.

Первую неделю сентября родители. по возможности, старались раньше забирать детей из ГПД. Большинство детей быстро адаптировались к школе, но были и те, у кого адаптация была сложной. В основном, это те дети, которые не посещали дошкольные учреждения или при посещении которых, имели негативный опыт.

Но уже через 2 месяца все дети чувствовали себя комфортно и с удовольствием посещали ГПД, даже хотели, чтобы их подольше не забирали домой, потому что им очень нравилась наша «продленка».

Поведение троих мальчиков …, первое время вызывало тревогу, но систематическая работа с детьми и их родителями дала положительный результат. К окончанию учебного года их поведение уже не вызывало тревоги. 

Особую озабоченность, по объективным причинам, вызывало поведение …, который не мог даже несколько минут усидеть на одном месте. к концу года он все-таки большую часть времени выполняет правила для учащихся. Но ежедневная работа с этим ребенком не прошла даром. и к концу года он все-таки большую часть времени стал выполнять правила для учащихся. Этому способствовали постоянные поручения воспитателя, частая смена деятельности, поощрения и похвала, иногда предупреждение об отстранении от участия в каком-то мероприятии, в случае нарушении дисциплины. Когда ребенок занят интересными и полезными делами, у него не остается времени на баловство и глупости.

Мы учились и научились ценить и с пользой проводить каждую минутку нашего времени.

Мне очень хотелось, чтобы все: дети и их родители увидели этого ребенка, с другой стороны, поэтому самые важные роли при подготовке театрализованного представления «Для вас, любимые!» были отданы ему. И это было не напрасно. Он оправдал мои надежды и поднял свой авторитет среди детей и родителей. Все были очарованы его актерским талантом.

Для более полного раскрытия каждого ребенка периодически проводилось переизбрание актива группы и перераспределение поручений,

Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся являются одной из важнейших задач этого процесса. В этом направлении велась ежедневная разъяснительная работа: о пользе дневного отдыха, о пользе различных продуктов, витаминах, правильном режиме питания и соблюдении режима дня. 

По понедельникам проводились воспитательно-познавательные часы на тему: «Твой безопасный путь из школы домой», «Последствия плохого питания», «Правила безопасного поведения дома и на улице во время осенних каникул», «Особенности движения в дождь, снегопад, гололедицу», «Осанка – это не только красота, это здоровье», «Азбука безопасности», «Как не испортить Новогодний праздник» (ППБ, взрывоопасная безопасность), перед каждыми каникулами - «Как вести себя во время каникул» (ПДД, ППБ, Правила безопасного поведения дома, на улице, во время путешествия, на отдыхе, вблизи водоемов, на льду и др.), «Правила безопасного поведения при коронавирусной инфекции» и прочие.

Укреплению здоровья способствовало ежедневное 1,5 ч. пребывание на воздухе, включающее в себя спортивный час, различные виды прогулок и экскурсий. 

Удивительно что, придя из детского сада, дети, кроме догонялок, не знали ни одной подвижной игры. 

За 1 четверть было разучено 9 игр различной интенсивности и направленности, за 2 четверть несколько зимних игр, что помимо обучающих и развивающих задач решало задачу быстрого знакомства детей и формирования сплоченного коллектива. что, в свою очередь, способствовало скорейшей и более мягкой адаптации к школе, а с приходом весны разучили еще игры.

В дни непогоды мы проводили общеукрепляющие занятия в предварительно проветренном помещении. Такие занятия очень нравились детям.

В течение всего учебного года велась систематическая работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность. Этому способствовали различные викторины, конкуры, обучение игре в шашки с последующими турнирами, складывание пазлов. 

Систематически велась коррекционная работа по развитию внимания, зрительной и слуховой памяти, наблюдательности.

Особой любовью пользовалась игра «Поле чудес», которая проводилась еженедельно по четвергам. Были проведены игры по следующим темам: «Школьные принадлежности», «Девичьи имена», «Имена мальчиков», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Герои мультфильмов», «Цветы», «Сказки», «Птицы», «Обитатели леса», «Приметы зимы», «Новогодние украшения», «История празднования Нового года», «Дед Мороз – символ Нового года», «Рода войск», «Животные Африки», «Космос», «Города-герои», «Лекарственные растения» и др.

Детям очень нравились наши творческие часы: аппликация, конструирование, рисование, актёрская мастерская, сюжетно-ролевые игры, литературные интерактивные занятия, на которых учились сочинять стихи, сказки, веселые истории игры и т.п.

В последний день 1 четверти была проведена конкурсная программа, посвященная окончанию 1 в жизни детей учебной четверти, которая ребятам очень понравилась и оставила в их сердцах положительные эмоции и воспоминания.

Во 2 четверти были проведены 3 больших мероприятия: «Новогодняя викторина», «Новогодняя конкурсно-развлекательная программа» и, не запланированная ранее, большая викторина «Что ты знаешь о Святом Николае».

Во 2 семестре, первый день 3 четверти начался с ожидания конкурсной программы «Старый Новый год». Мы также отметили Новый год по восточному календарю открытым внутришкольным мероприятием - игра «Поле чудес» на тему «Новый год по восточному календарю».

Но, самым масштабным, как по подготовке, так и по времени проведения (1,5часа), было театрализованное представление для родителей «Для Вас, любимые», посвященное Международному женскому дню 8 марта, состоящее из 2 отделений. Велась фото и видеосъемка. Материал выступления представлен на Международной заочной научно-практической видеоконференции педагогических сотрудников и студентов, обучающихся на педагогических специальностях «Визуализация накопленного опыта по формированию конкурентоспособной личности» в номинации «Успешное выступление». https://www.youtube.com/watch?v=XuJzogOQsgg&feature=youtu.be

Также мои воспитанники выступили перед учителями с 4 сценками-миниатюрами, посвященными 8 марта.

Очень важно для меня было – умение найти «общий язык» не только с детьми, но и их родителями, у некоторых из них тоже был нелегкий процесс адаптации. 

С этой целью проводились родительские собрания, анкетирование, ежедневные беседы с родителями и консультации по интересующим их темам. Они приглашались на открытые мероприятия. 

Родители были в курсе наших дел.

В группе контактов в Viber еженедельно я размещала фото с комментариями о проведенных мероприятиях и успехах детей. 

В уголке «Для вас, родители!» периодически обновлялась и дополнялась полезная познавательная информация.

На память детям и их родителям, мною сделаны видеоролики: «Час здоровья в ГПД», «Шашечные турниры», «Развлекательно-познавательные часы в ГПД.», а также «Финалисты и призеры игр «Поле чудес», которые были размещены в группе Viber и на сайте школы к окончанию учебного года и к Дню защиты детей.