Педагог-наставник, помощник для молодого специалиста

Шубина Людмила Александровна
Евдокимова Людмила Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 103 "Лесная сказка", г. Прокопьевск
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 103 "Лесная сказка", г. Прокопьевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шубина Л.А., Евдокимова Л.Ю. Педагог-наставник, помощник для молодого специалиста // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 744616


 

«Со мной работали десятки молодых педагогов, я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

А.С. Макаренко

 

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и вновь прибывший воспитатель должен «войти» в профессию при поддержке людей более опытных – педагогов-наставников.

Наставничество – это одна из форм адаптации и обучения молодого специалиста, при котором более опытный сотрудник делится имеющимся у него богатейшим опытом с молодым педагогом. Наставничество необходимо для того, чтобы поддержать «ученика», способствовать его профессиональному росту и педагогической компетентности. Ведь мудрость и мастерство приходят не сразу, и задача более опытных педагогов, не смотря повседневные заботы, рутины и проблемы, передать этот багаж профессионализма, для того чтобы «ученик превзошел своего учителя».

Преимуществом наставничества является обучение молодого специалиста прямо на рабочем месте. И это актуально, так как в современных условиях реформирования образования, молодой специалист – вчерашний выпускник ВУЗа, должен в максимально короткое время адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности.

Основными функциями наставника, таким образом, являются помощь в профессиональной адаптации, приобщение к традициям коллектива, помощь в личных делах. Беря шефство над новичком, наставник помогает ему освоить приемы труда, организации рабочего места, рационального использования материалов, рабочего времени, помогает в выполнении общественных поручений, в организации нерабочего времени, приобщает к занятиям спортом, художественной самодеятельностью и т. д.

Прежде всего необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом. Если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы немедленно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, разрешит интересующийся его вопрос достаточно оперативно.

Педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в школе - один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду. 

Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь опытных коллег, поэтому первым шагом в адаптации является организация наставничества. Основные задачи наставничества связаны с адаптацией молодого специалиста к новым для него условиям, формированием и развитием мотивации профессиональной деятельности, оказанием помощи в приобретении и совершенствовании практических навыков для педагогической деятельности, выявлением и формированием профессионально значимых качеств, формированием мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Общеобразовательное учреждение – центральное звено, в котором обеспечивается профессиональная адаптация молодых специалистов. Попав в новую среду, молодой специалист адаптируется к ее специфике, вырабатывает новый стиль поведения. Находясь в новом коллективе, начинающий учитель неизбежно приобщается к его опыту, усваивает его традиции, ценности и нормы.

Главная задача администрации общеобразовательного учреждения и наставника организовать целенаправленную системную помощь начинающему специалисту в приобретении практического опыта. Для этого и организуется система наставничества.

С позиции гуманитарно-целостного подхода к образованию наставничество представляет собой систему гуманитарных отношений профессионалов, находящих на разных этапах жизненного цикла профессии, где ресурсом эффективного сопровождения профессионального развития молодого специалиста является профессиональная успешность, авторитет, установка на опережающий характер развития более опытного партнера. 

Из всего вышесказанного хотелось бы добавить мысль древнегреческого мыслителя, философа Сократа:

«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».

 

Литература:

  1. Макаренко А. С. Воспитание в советской школе / сост. В.В. Кумарин. М.: Просвещение, 1966. 255 с. С. 253–254.
  2. Макаренко А.С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей. М.: Правда, 1985. 448 с.
  3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Минс: Нар. асвета, 1978. 96 с.
  4. Макаренко А.С. Мажор. М.: Директ-Медиа, 2014. 107 с. / Университетская библиотека онлайн – электронная библиотечная система. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271716  (дата обращения:08.10.2020).
  5. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке ... / авт. коммент. Л.Ю. Гордин. Минск: Университетское, 1989. 416 с. С. 400–416. (Университет – школе).