Смагина Ольга Николаевна
Евсеева Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 113, г. Самара
Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 113, г. Самара
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Смагина О.Н., Евсеева Т.И. Обогащение словарного запаса младших школьников с НОДА и УО: консультация для родителей // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 744190
У обучающихся с НОДА и УО нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и лексика (словарный запас), и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Речевая недостаточность у детей может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до развёрнутой с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения.
Система коррекционной работы построена на основе лексических тем с учетом возраста и уровня развития каждого обучающегося. С помощью дидактических игр и упражнений устраняются трудности в формировании лексико – грамматических представлений, дифференциации родовых понятий, освоения грамматического строя речи, увеличения активного словаря, расширения пассивного.
В чём заключается работа по обогащению словарного запаса младшего школьника с нарушениями опорно – двигательного аппарата и нарушением интеллекта? Словарный запас человека характеризуется как с количественной, та и с качественной стороны. Здоровый ребёнок к 7 годам имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К концу 4 класса – 12000 слов. Ученику с ОВЗ таких показателей достичь невозможно.
Одно из типичных нарушений при умственно отсталости – это расстройство речи. У многих бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончания, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается медленно. Есть несколько основных путей по обогащению словарного запаса обучающихся с НОДА и УО (в количественном и качественном отношениях).
Предлагаются дидактические игры, которые можно использовать в работе по коррекции недостатков в развитии речи младших школьников с НОДА и УО.
Игра № 1. «Кто как голос подаёт?»
Игра № 2. «Часть – целое».
Стержень – ручка. Страница – книга, тетрадь. Клешня – рак, краб. Копыто – лошадь, корова, коза… Вымя – корова, коза. Клавиши – пианино, рояль. Усы – кошка, жук. Вершина – гора. Книга – библиотека. Руль – машина, велосипед. Паста – тюбик. |
Крыло – птица, самолёт… Зерно – колосок. Ноготь – палец. Колесо – машина, велосипед… Зрачок – глаз. Коготь – птица, зверь. Стрелка – часы. Лист – дерево, кустарник… Дерево – лес. Крыша – дом. Панцирь – черепаха. Хобот – слон |
Игра № 3. «Сделано из…»
Сок из винограда – виноградный.
Сковорода из чугуна – чугунная.
Сок из сливы – сливовый.
Стол из пластмассы – пластмассовый.
Подсвечник из меди – медный.
Сок из граната – гранатовый.
Сок из апельсина – апельсиновый.
Посуда из дерева – деревянная.
Шапка из меха – меховая.
Сок из клюквы – клюквенный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из клюквы – клюквенный.
Кольцо из золота – золотое.
Сок из свёклы – свекольный.
Венок из цветков – цветочный.
Кувшин из глины – глиняный.
Сок из клубники – клубничный.
Платок из шерсти – шерстяной.
Сок из яблок – яблочный.
Платок из шёлка – шёлковый.
Ваза из стекла – стеклянная.
Коробка из картона – картонная
Шар из снега – снежный.
Пузырь из мыла – мыльный.
Мяч из резины – резиновый.
Перчатки из кожи – кожаные …
Пример лексической темы «Перелётные птицы».
СЛОВАРЬ
Предметный: грач, скворец, журавль, гусь, утка, ласточка, соловей, лебедь, аист, птенец.
Глагольный: летать, кормить, клевать, щебетать, курлыкать, гоготать, шипеть, прилетать, взлетать, чистить.
Признаков: перелётные, быстрые, веселые, дружные, здоровые, звонкие, белые, крупные, мелкие, острый, короткий, пушистый.