Мельник Елена Васильевна
Воспитатель, МБДОУ №18 "Мишутка", г. Сургут
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мельник Е.В. Речь и пальчиковый театр // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 743234
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают ум ребенка»
В.А. Сухомлинский
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко обучался, ловко выполнял самую тонкую работу, с раннего возраста нужно начинать тренировать его руки - пальцы и кисти.
Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигатeльную память, но и внимание, воображение, творческие способности. Сопровождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок параллельно развивают речь, дикцию, активизируют логическое мышление и мозговую деятельность.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребёнок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность разложить сказку на ладошке ребенка и взрослого.
Комплексную работу с пальчиковыми куклами можно начинать уже в раннем возрасте, до 3 лет. Именно в этот период ребенок овладевает словесной речью, начинает пользоваться языковыми знаками в общении с окружающими. Развитие речи ребенка на данном этапе неразрывно связано с его предметно-практической деятельностью. Поэтому на данном этапе мы активно используем пальчиковые куклы для стимуляции речи. Маленький размер пальчиков и ладошки ребенка, несформированная мелкая моторика затрудняют использование стандартных пальчиковых кукол, поэтому можно использовать куклы, которые одеваются на все четыре пальчика малыша. А можно изготовить подходящие по размеру игрушки самим, например, закрепив их на пальчике резинкой!
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенное отделение речи от непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен к восприятию речи вне ситуации, теперь появляется потребность поделиться со взрослым впечатлениями, полученными вне контакта с ними, рассказать об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинается становление монологической речи.
Поэтому в этом возрасте детям особенно интересны фрагменты пальчикового театра, на которых мы, используя «Волшебный мешочек», составляем рассказ с фантазийным сюжетом.
Самое большое воздействие пальчиковый театр оказывает на развитие речи.
Ведь фигурка на пальце обладает уникальными возможностями – помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать мысли и продумывать поведение.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в окружающем мире и в людях, зародит стремление к прекрасным и добрым поступкам.
Литература: