Хамадияров Рафаил Ханифович
Учитель физической культуры, МБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Пермь
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Хамадияров Р.Х. Из опыта организации двигательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья в период самоизоляции // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 724939
Известно, что двигательная активность является одной из базовых потребностей растущего организма школьника, ведущим фактором своевременного созревания мозговых структур. В то же время степень развития психических функций в значительной мере определяет уровень сформированности потребностей в движении. Еще большее значение организованная двигательная активность приобретает применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4, с. 336-340]. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В утвержденной классификации нарушений основных функций организма детей с ограниченными возможностями здоровья выделена группа детей с задержкой психического развития (7.1, 7.2, 7.3), которая тоже, в свою очередь, неоднородна (психофизический инфантилизм, соматического типа, психогенного типа, церебрально-органического генеза). Дети с задержкой психического развития отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития [2].
Разработка и реализация адаптированных образовательных программ [1] для обучения детей с ЗПР, несомненно, позволяет преодолеть имеющиеся недостатки развития данной категории школьников, овладеть программным материалом. Очевидно, что непрерывные занятия физкультурой и спортом могут обеспечить эффективную основу психомоторного воспитания, к которому относятся развитие силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ритмичности движений.
Однако реалии сегодняшнего дня внесли серьезные коррективы в намеченные планы, поправ традиционную классно-урочную систему школьного обучения, вместо которой была введена технология дистанционного обучения, в которой основной акцент сделан на получение заданий от учителя через мессенджеры, социальные сети, образовательные платформы, и самостоятельное их выполнение. При таком режиме работы преимущество имели те учащиеся, у которых были сформированы навыки самостоятельной работы.
Несомненно, что предлагаемый тип обучения в значительной мере отличался от традиционного урока, образовательный маршрут здесь не закреплен временными рамками, он предполагал организацию самостоятельной работы над полученными заданиями, требовал проведения систематических профилактических мероприятий с целью снижения напряжения зрительного анализатора [3], преодоления писчего спазма, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Применение данной образовательной технологии потребовало от педагогов концентрации педагогического опыта и неимоверных усилий для того, чтобы решить триединую задачу:
Учителями физической культуры совместно с классными руководителями и воспитателями была разработана программа физического самовоспитания обучающихся с ОВЗ на период самоизоляции, при реализации которой закреплялись умения и навыки, сформированные в течение учебного года при традиционной очной форме обучения, подробно и доступно излагались средства и методы, способствующие проведению занятий самостоятельно, был составлен примерный план-график включения физически активной деятельности школьника в режим дня, недели.
Кроме того, был разработан лист самоконтроля, который позволял фиксировать результаты физической подготовленности в разделе «Мои спортивные достижения», а в разделе «Предложения, примечания» учащиеся отмечали сложности, с которыми приходилось сталкиваться при выполнении заданий, здесь же записывались собственные предложения по введению новых комплексов упражнений в программу саморазвития.
Содержательная часть программы саморазвития включала основные виды деятельности, а именно:
1. Комплекс общеразвивающих упражнений на развитие мышц шеи, верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, мышечного корсета туловища, прыжковые упражнения, которые выполнялись последовательно с повтором каждого кратно 10. Комплекс ОРУ в соответствии с программой саморазвития выполнялся учащимися ежедневно в качестве утренней зарядки и в виде разминки перед занятиями физкультурой в течение дня в соответствии с планом.
2. В программу саморазвития были включены упражнения, являющиеся обязательными тестовыми нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!». Одновременно разрабатывались рекомендации по правильному выполнению упражнений, отбирались комплексы с учетом гендерных особенностей, в специальных таблицах отражались тестовые нормативы, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому значку с учетом вида испытаний. Перечислим некоторые из них:
3. Огромная роль при организации обучения в дистанционном режиме отводилась работе с компьютером, что требовало соблюдения санитарных норм и выполнения соответствующих профилактических мероприятий [3]. Поэтому в программу по саморазвитию был включен блок так называемой офисной гимнастики, который предполагал разучивание и выполнение упражнений для снятия зрительного напряжения, общего утомления, а также занятия с использованием офтальмотренажёра.
Программа по организации физического самовоспитания в период самоизоляции позволила:
Мы полагаем, что программа физического самовоспитания обучающихся в период самоизоляции помогла педагогам в организации вне школы физкультурно-развивающего пространства, способствующего реализации двигательных потребностей организма, совершенствованию двигательных навыков, приобретенных в течение учебного года, сориентировала учащихся на непрерывную физическую тренированность в период самоизоляции.
Программа в случае необходимости может быть реализована в образовательном учреждении любого типа, она успешно интегрируется в любую образовательную систему, так как отражает реалии и потребности современной образовательной парадигмы.
Литература: