Игровые технологии как средства коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Штрайб Яна Александровна
Семернина Татьяна Валентиновна
Марковская Алла Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ д/с № 79, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с № 79, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с № 79, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Штрайб Я.А., Семернина Т.В., Марковская А.Ю. Игровые технологии как средства коррекции агрессивного поведения у дошкольников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 723283


 

Воспитательная коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста, считается важной формой воспитательной работы.

Довольно сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения детей с агрессивным поведением. Эти дети в своем поведении, оперируют, нередко лишь только негативными чувствами и ведущей сложностью для педагога в работе с такими детьми является формирование у детей высших чувств и вызвать потребность в позитивных впечатлениях. Коррекционная работа с агрессивными детьми ориентирована на формирование положительных способов поведения и их намеренной мотивации. Этим детям нужно освоить, что есть различные нравственно-положительные отношения, которые высоко оцениваются социумом и занимают важное пространство в личном поведении. Педагог создает у ребенка положительные привычки, и производит устойчивую невосприимчивость к негативным проявлениям, стимулируя  способность ребенка управлять собственными действиями и разбирать собственные действия, этим возможно достичь конкретной корректировки поведения агрессивных детей [3].

Таким образом, можно говорить о преобладании той или иной направленности коррекционных воздействий в конкретной ситуации, но в целом они всякий раз будут использоваться комплексно, и охватывать все стороны деятельности ребенка.

Психогимнастические игры. Психогимнастика – это направлениие специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), нацеленных на развитие и коррекции различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [5; 2]. 

Цели психогимнастики:

  • опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
  • преодоление барьеров в общении, осознании себя и других;
  • снятие психологического напряжения и сохранение чувственного благополучия ребенка;
  • создание возможности для самовыражения;
  • развитие словесного языка эмоций (называние эмоций ведет к чувственному пониманию ребенка себя) [5].

Главные плюсы психогимнастики в коррекции агрессивного поведения у дошкольников:

  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение чувственного благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность применять массовые формы работы.

Рассмотрим особенности игровых технологий, которые применяются для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Игровая терапия – технология коррекционного влияния на детей с внедрением игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра имеет огромное влияние на становлении личности ребенка. Игра, на сегодняшний день, проводится как в игровой психотерапии, так и в социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на вербальную коммуникацию, обыгрывании ребенком всевозможных ситуаций [4].

Игра содействует:

  • созданию положительных отношений между сверстниками;
  • снимает у ребенка напряженность, тревогу, испуг перед другими детьми;
  • повышает самооценку;
  • позволяет поверить в себя в всевозможных ситуациях общения, снимая угрозу социально важных последствий [1]. 

Коррекционных эффект игровых занятий у дошкольников достигается благодаря установлению позитивного чувственного контакта между ребенком и взрослым. Игра корригирует подавляемые отрицательные эмоции, страхи, неуверенность в себе и своих силах, расширяет возможности ребенка в общении [3].

Игротерапия используется как помощь для снижения агрессивности в поведении. Игротерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Игротерапия  поможет осмыслить ребенку свое настоящие «Я», повысить его самооценку и развить  у ребенка потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, тревоги, агрессивные тенденции и уменьшить ощущение ребенком чувства вины.

В основном детская  агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации деятельности ребенка не закрепляется как черта характера, а корректируется специалистами. Однако это происходит только при кропотливой и согласованной работе педагогов, психолога и родителей 

 

Литература:

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этап // Дошкольное воспитание. 2017. №8. С. 40-44.
  2. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением // Воспитание школьников. 2016. №10. С.31-32.
  3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 2016. №5. С. 44-48
  4. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Романов, 2015. 263 с.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 2015. 348 с.