Избицкая Людмила Николаевна
Воспитатель, МАДОУ “Гамовский детский сад "Мозаика", Пермский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Избицкая Л.Н. Театр своими руками, или в гости к Мухе-Цокотухе: проект по театрализованной деятельности // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 701368
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»
Вольтер
Огромную и незаменимую роль играет театр в жизни ребенка, особенно дошкольного возраста! Театр – это радость, позитив, яркие эмоции, праздничное и радостное представление. Театр – это замечательная игра и способ самореализации ребенка, это познание себя и самовыражение! Дети дошкольного возраста очень впечатлительны и особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее познавать мир и воспринимать содержание этих произведений.
К сожалению, в эпоху цифровизации отношение взрослых и детей к сказке и к театру изменилось: родители мало читают детям, редко всей семьей посещают театр, а дети, в свою очередь, уже в дошкольном возрасте предпочитают книгам просмотр телевизора, видеопродукции и игры на компьютере. Как результат, дети не всегда могут назвать не только известных сказочных персонажей, но и из каких они сказок.
Считаю, что одним из перспективных методов интегрированного обучения дошкольников, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектов в современном мире актуален и эффективен, он развивает познавательную и творческую активность, коммуникативные и практические навыки, воображение и логическое мышление дошкольника. Также метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада и становление родителей активными участниками образовательного процесса.
Для повышения интереса детей к театральной деятельности и воспитания любви к чтению сказок мной был разработан проект «Театр своими руками, или в гости к Мухе - Цокотухе» (по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха») и реализован во второй младшей группе детского сада.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников и педагог.
Сроки реализации: проект краткосрочный (3 недели).
Методы исследования: анализ литературы, анализ интернет-ресурсов, анализ опыта работы по театрализованной деятельности коллег по ДОУ, наблюдение.
Цель проекта: создание детского театра из пластилина и развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности через сотрудничество педагога, детей и родителей.
Задачи проекта:
Результат: презентация проекта в форме проигрывания сказки в настольном театре, фотоотчет создания театра своими руками.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта проходила через различные виды деятельности с последующими этапами:
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе была проведена следующая работа:
2 этап. Основной.
На данном этапе шла реализация творческого проекта «Театр своими руками, или в гости к Мухе - Цокотухе»
1 направление: познавательно-исследовательская деятельность.
Для повышения познавательного интереса детей к театральной деятельности была показана презентация «Путешествуем по театру», а также проведены беседы с воспитанниками: «Что такое театр» (рассказ о театре, о видах театра), «Как вести себя в театре» (простые правила этикета), беседа с опорой на личный опыт ребенка «Как я ходил в театр».
2 направление: коммуникативная деятельность.
Для обобщения знаний по теме «Театр. Как вести себя в театре» провели викторину «Вежливый зритель».
Беседа «Я иду на День рождения» помогла детям представить обстановку праздника и поделиться личным опытом.
Чтение художественной литературы, разгадывание загадок о насекомых, разучивание пальчиковых игр «Вот бежит сороконожка», «Улитка», «Дружно пальчики считаем — насекомых называем», «Вот маленький улей» расширили знания детей по лексической теме «Насекомые».
Для формирования правильного произношения звуков проводились логоритмические упражнения «Солнышко», «У жучка есть пятна» и т.д.
3 направление: игровая деятельность.
Задача педагога: учить детей воспроизводить сюжет знакомых сказок, повторять за взрослым движения, а также соотносить их с текстом сказки; продолжать учить имитировать звуки насекомых с опорой на образы.
В ходе театрализованной игры-ситуации «Проснулись жуки и бабочки» дети должны были не только импровизировать насекомых, но и работать над выразительной пластикой и грацией в таких этюдах, например, как «Бабочки в саду», «Бабочки летают», «Бабочки качаются на цветке» и др. В танце «Пляшут бабочки с жуками» воспитанники пробовали проявить себя, как настоящие артисты.
В театрализованной игре «Домик пчелки» дети, используя разные атрибуты (крылья насекомых и маски), перевоплощались в муху-горюху, жука, кузнечика, бабочку, муравья и пчелку и учились выражать в театрализованных представлениях творческие и познавательные способности.
4 направление: продуктивная деятельность.
В непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детям была дана возможность реализовать свои творческие способности в рисовании: «Нарисуем цветок», «Солнышко лучистое»; в создании аппликации «На поляне»; в лепке: «Веселая гусеница», «Божья коровка», «Паучок» (лепка с использованием природных материалов), а также в раскрашивании контурных картинок по сказкам.
В работе получилось объединить не только театр и изобразительную деятельность, но и конструирование. Задания «Построим стол для именинницы», «Рассаживаем гостей» (строим стулья, диваны, кровати) готовили детей к основной работе по созданию декораций к сказке «Муха-Цокотуха».
В течение нескольких дней дети вместе с педагогом занимались изготовлением из гофрированной бумаги сцены в виде лесной поляны и ее оформлением цветами и другими атрибутами (паутина, мебель, мостик, самовар) из пластилина.
5 направление: двигательная активность.
Подвижная игра «Паутина» вызвала бурю эмоций и наглядно показала воспитанникам, как легко можно «попасться» в лапы злого паука и как это может быть опасно для жертвы.
В подвижной игре «Кузнечики» дети научились делать подскоки на месте на двух ногах, прыгать вперед, искать спрятанное.
Для развития ловкости, координации движений, внимания и настойчивости использовали развивающую игру «Бильбоке», сделанную руками родителей, где задачей ребенка было посадить пчелку в цветок.
А для оптимизации деятельности мозга через физические движения и развитие пространственных представлений на логопедических занятиях использовались упражнения из нейрогимнастики: «Муха летела, на нос села…», «Летела муха около уха: ж-ж-ж».
6 направление: взаимодействие с родителями.
Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к тесному сотрудничеству в вопросах развития детей является одной из основных задач взаимодействия ДОУ и семьи.
Для решения этой задачи были проведены беседы с родителями: «Как поддержать у детей интерес к театру», «Любимые сказки наших детей»; была проведена консультация «Играем дома в театр», а также были даны рекомендации «Посетите театр вместе с детьми», «Читаем сказки дома».
В папке «Информация для родителей» появилась рубрика «Театр и Ребенок».
Большую помощь родители оказали в подготовке к заключительному обобщающему мероприятию – спектаклю по сказке «Муха-Цокотуха». Каждой семье по жребию достался свой сказочный персонаж — насекомое. Задачей родителей было слепить вместе с ребенком героя сказки и сфотографировать творческий процесс для оформления фотовыставки.
3 этап. Заключительный.
Данный этап - непосредственно презентация проекта, проигрывание сказки «Муха-Цокотуха» в настольном пластилиновом театре.
Дети оказались в театре в качестве зрителей и с нетерпением ждали начала сказки. Но сцена в театре была необычная, создана руками самих зрителей. И герои в сказке необычные, узнаваемые авторами работ. Было очень интересно, увлекательно и волнительно! Никто из детей не остался равнодушен к главной героине, по эмоциям детей было видно, как они сопереживают Мухе-Цокотухе.
После просмотра спектакля дети получили возможность показать свои артистические способности, используя мимику, жесты, голос для передачи характера героев, поучаствовав в таких этюдах, как «Муха денежку нашла», «А кузнечик, ну совсем как человечек», «Старичок Паучок» и другие.
Финалом проекта стал фотоотчет в виде папки-передвижки для детей и их родителей «Как много рук создавали сказку». Цель фотоотчета – воспитание чувства сопричастности к общему делу, к общей радости и активизация позитивного настроя на творческую активность.
В работе по подготовке к проведению итогового мероприятия данного проекта приняло 100% родителей воспитанников, многие принесли в дополнение сказочных персонажей из пластилина, изготовленных детскими руками.
Результаты:
Таким образом, совместная работа над проектом помогла не только расширить кругозор детей, но и повысить интерес дошкольников к театральной деятельности и чтению авторских сказок, а также объединила всех участников проекта. И как вывод, метод проектной деятельности в раскрытии творческого потенциала детей оказался эффективным и результативным.
Литература: