Чтение литературы в детском саду

Громовик Светлана Григорьевна
Онтужева Татьяна Александровна
Толстопятова Ольга Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Лукоморье", г. Черногорск, Республика Хакасия
Старший воспитатель, МБДОУ "Лукоморье", г. Черногорск, Республика Хакасия
Воспитатель, МБДОУ "Лукоморье", г. Черногорск, Республика Хакасия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Громовик С.Г., Онтужева Т.А., Толстопятова О.А. Чтение литературы в детском саду // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 701445


 

В современном мире, как никогда важно приобщить детей уже с дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Многие родители уже сейчас замечают повышенный интерес детей к просмотру фильмов и мультфильмов, видео играм и т.д., между тем, мы понимаем, что художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Понимаем, что воспитательное и познавательное значение литературы очень велико. Ведь именно через чтение дети познают мир и самих себя. 

В детском саду воспитатели вводят детей на первую ступень развития читательского таланта (Л. Выготский и О. Никифорова). Здесь чтению уделяется особое внимание. Конечно же есть свои особенности для каждой возрастной группы. 

Младшие дошкольники еще только-только начинают знакомиться с миром книг, через потешки, сказки, стихи. Их знакомство может сопровождаться разными персонажами, игрушками. Дети с удовольствием договаривают слова и фразы, рассматривают в книгах иллюстрации. С возрастом воспитанники учатся сопереживать героям и понимать совершенные поступки, прослеживать сюжетную линию произведения. Переходя на очередную возрастную ступень, у детей формируется представление о книге, о ее познавательной функции. Они понимают, как много интересного можно узнать именно из книг. Дети начинают размышлять к чему могут привести поступки героев, высказывать свое мнение относительно поступков персонажей, думать над скрытыми мотивами поведения того или иного героя. В старшем возрасте мальчишки и девчонки сравнивают иллюстрации одного и того же произведения, выполненные разными художниками – иллюстраторами, учатся слышать и чувствовать ритм и мелодику стихов, развивают умения различать жанры литературы. 

В детском саду для усвоения выразительных средств родного языка, более глубокому и лучшему пониманию содержания способствует многократное чтение. У детей всегда есть любимые рассказы, сказки, были, былины, которые они любят слушать.

Так же воспитанники с интересом вникают в мир новых, незнакомых слов, которые объясняет воспитатель. С помощью этого приема происходит полноценное понимание, восприятие произведения. 

После прочтения дети с удовольствием рассуждают, обсуждают, оценивают совершенные героями поступки, думают над характерами, рассматривают иллюстрации к прочитанному.

Задача воспитателя в детском саду мотивировать своих воспитанников на слушание литературы, подготовить детей к восприятию произведения. Поэтому в младшем и среднем возрасте появляется игровой персонаж, сюрпризный момент, который будет связан с будущим произведением, а может быть это будет послание, письмо от героя. Для более старших воспитанников интересно использовать уже личный опыт, или начать рассматривание картины, героев, изображенных на ней, которая приведет детей к литературе, где о данных персонажах пойдет речь.

С нашими воспитанниками мы очень много времени уделяем знакомству с литературой, писателями и поэтами, художниками-оформителями детских книг. Бывает, чтение литературы перерастает в нечто большее: в мини проект, в цикл читательских исследований. Так, например, наши воспитанники окунулись в мир «Волшебника Изумрудного города». 

Читая, мы выбирали своего любимого героя, объясняли, почему это так, делились полученными эмоциями, придумывали свои окончания историй. И родители участвовали с детьми в их выборе, помогая создавать новые иллюстрации или изображения выбранного героя, они становились помощниками своих детей.   

У воспитанников расширялся словарный запас, закреплялись лексико-грамматические категории, развивалось умение слушать, воспринимать и воспроизводить текст. В непосредственной деятельности с удовольствием использовали и драматизации, слушание музыкальных произведений и изобразительного искусства.

Так же мы практиковали кружок по чтению литературы в нашем саду.  На кружке, помимо заданных образовательной программой сада, мы знакомились с авторским произведением, сочетая чтение литературы с различными видами деятельности.

Очень необычно и весело проходили развлечения, викторины, которые были направлены на развитие интереса к чтению, книге. Так же воспитанники сада принимали участие в постановках мини-спектаклей, сказок, выступая на городских мероприятиях. А сколько конкурсов (внутри сада, библиотечных, городских) прошли наши дети, и сколько нового и интересного узнали. Все это донес до детей педагог, воспитатель. Ведь именно последний понимает, что литература развивает детей, развивает творчество и память, фантазию и внимание, собранность и знание языка. 

Большим подспорьем в группе служит центр чтения. Здесь собраны различные книги, периодически они меняются, и дети берут книги по своему желанию и вкусу. В старшем возрасте дети помогают ремонтировать книги, если это необходимо. Так же в центре проходят выставки. Педагог старается воспитать грамотного читателя и сделать так, чтобы произведение нашло отклик в его воспитанниках.