Использование различных способов воздействия на обучающегося на комбинированных уроках

Евстафьева Светлана Алексеевна
Королева Ольга Николаевна

Учитель, МБОУ СОШ № 17, г. Старый Оскол, Белгородская область
Учитель технологии, МБОУ СОШ № 17, г. Старый Оскол, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Евстафьева С.А., Королева О.Н. Использование различных способов воздействия на обучающегося на комбинированных уроках // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 701047


 

В настоящее время актуальной темой является воспитание человека. Эстетическое воспитание школьника находится в самом центре образовательной системы, современное образование видит своей задачей обеспечение творческих и эстетических чувств обучающегося, воплощение в жизнь её природных потенциалов. Жизнь прекрасна

Искусство оказывается одним из важнейших ресурсов воспитания школьника. Дисциплины гуманитарного курса должны не просто помочь обучающимся освоить конкретные знания, но и научить детей проявить себя в этом мире, прочувствовать свою эстетическое и духовное отношение к нему.

Литература оказывается одной из главных дисциплин и основным средством эстетического воспитания школьника, так как призвана зарождать в учащихся любовь к прекрасному, отзывчивость, справедливость. Изучение литературы всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, изобразительному искусству, театру, кино, технологии. Технология и изобразительное искусство, музыка позволяют самовыражаться ребенку; то есть если литература заставляет чувствовать, то эти виды искусства дают возможность показать, как ребенок видит и воспринимает этот мир. И задача учителя – помочь учащимся осознать внутреннюю логику духовного развития личности, выявить общее и индивидуальное в их развитии на разных путях их развития.

В современном мире, когда особо остро стоит вопрос о духовном возрождении, о гуманизации и гармонизации человека, не стоит отказываться от эстетических компонентов школьного воспитания: литературы, изобразительного искусства, музыки, технологии. Наличие произведений живописи или музыки на уроке литературы заставляет задуматься обучающегося, «затрагивает струны души» ребенка», помогает воспринять литературное произведение на уровне чувств. А если применить вещь(и) эпохи, изучаемой на уроке, то обучающийся «проникается временем» и старается «прожить время героя».

В целях более качественной работы по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся целесообразно использовать технологию Педагогической диагностики, дающей не только представление о степени развития нравственно-эстетических качеств личности обучающихся, но и помогающей создать условия дальнейшего развития этих качеств для участников педагогического процесса.

При осуществлении диагностики развития эстетических качеств учащихся преподавателем должны быть поставлены общие и частные цели. Общие цели касаются выявления общего уровня развития, воспитания, культуры ребенка. Частные цели связаны с выявлением уровня развития ценностных ориентаций, эстетического вкуса обучающихся.

После постановки целей определяются критерии развития личности и показатели.

Например, среди критериев развития эстетической культуры можно выделить:

  • полноту и разносторонность эстетических знаний;
  • эстетические интересы и потребности;
  • потребности в общении с искусством;
  • проявление эстетических чувств при общении с прекрасным;
  • глубина восприятия произведения искусства;
  • способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.

В процессе изучения личности воспитанника преподаватель отбирает методы диагностики, то есть способы изучения ребенка. Это может быть: наблюдение, беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование), анализ результатов деятельности, сочинения и др. используя данные методы, учитель определяет уровень развития учащихся.

Анализ результатов диагностики показывает, что каждый из критериев имеет разнообразные количественные и качественные показатели.

Например, отношение к окружающим людям может быть: добрым, внимательным, уважительным; безразличным, нейтральным; неуважительным. 

Развитие поэтических интересов может выражаться знанием только имени А.С. Пушкина либо знанием поэтов только школьной программы, либо знанием творчества отдельных поэтов, чтением наизусть их произведений и т.д.

Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень эстетического развития предполагает:

  • фрагментарные эстетические знания;
  • описательность и перечисляемость в ответах;
  • случайность наблюдений;
  • неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь;
  • неумение сформулировать свое отношение к действительности;
  • отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится – не нравится, без каких-либо нюансов;
  • наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства;
  • отсутствие или неразвитость творческого воображения;
  • неразвитость эстетических чувств и вкуса;
  • связь с массовой культурой эстетических чувств и вкуса;
  • увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.

Средний уровень предполагает:

  • владение определенными понятиями об эстетических ценностях;
  • стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них;
  • анализировать свое отношение к действительности;
  • не всегда устойчивые эстетические вкусы;
  • связь эстетических интересов и идеалов, как с массовой культурой, так и с истинными её достижениями;
  • восприятие искусства преимущественно как занимательные игры мыслей, наглядное оформление тех или иных социальных проблем;
  • заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора).

Высокий уровень предполагает:

  • целостность восприятия искусства и окружающей действительности;
  • умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности творчества художника);
  • потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности;
  • разносторонние эстетические интересы и потребности;
  • развитый эстетический вкус;
  • ярко выраженную индивидуальность в определении интересов и идеалов.

В результате применения данных приемов Педагогической диагностики учителя могут не только выявить уровень эстетического развития учащихся, но и подобрать наиболее подходящие для данной группы пути его совершенствования.

Произведения искусства оказывают широкое и многогранное воздействие на человека. В духовную работу включаются все силы и творческие способности: чувства, интеллект, память и воображение. При восприятии искусств человек находится в состоянии напряженной духовной деятельности, в которой участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие, ощущение, воля, воображение, эмоции, внутренняя речь. Воздействуя эмоционально, вызывая сопереживание у учащихся, произведение живописи надолго остается в памяти и тем самым содействует формированию личности в определенном социальном плане.

На уроках мы отбираем такие произведения живописи, которые позволяют активизировать речевую деятельность школьников, способствуют психологической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемых, развитию их художественного вкуса.

Работа на уроке с репродукциями с картин или заслушивание музыкального произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением, развивает в детях наблюдательность, воображение, критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать их.

Известно, что демонстрация картин на уроках развивает в учащихся наблюдательность, критическое чутье, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать эти явления. Работая с репродукциями, обучающиеся не только получают культурологические знания, но и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и находят им словесный эквивалент. Этому способствует то, что картина, действуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формирования мыслительных и речевых процессов.

Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и живописи, театра, музыки, размышления над эстетическими понятиями.

В нашей практике есть разнообразные формы таких уроков: урок-презентация, уроки с элементами театральных постановок, урок-экскурсия и другие. Во внеурочной работе эстетическому развитию способствует проведение литературных вечеров и литературно-музыкальных композиций, которые являются средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественных способностей учащихся.

Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки станут толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.

 

Литература:

  1. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя, М. Просвещение, 1993;
  2. Пьянкова Н.И. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы, М, 2002;
  3. Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников, М, 1989;
  4. Смелкова З.С. Литература как вид искусства, М, 1998.