Интерактивные формы взаимодействия с семьей в ДОУ

Слинько Карина Юрьевна
Панфилова Татьяна Федоровна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Слинько К.Ю., Панфилова Т.Ф. Интерактивные формы взаимодействия с семьей в ДОУ // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 699953


 

На сегодняшний день важной остается проблема взаимодействия детского сада и семьи – с одной стороны родителей в детском саду и соглашаются с методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду, а с другой не готовы воспринимать воспитателей как партнеров и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителях не субъект совместной деятельности, а очередной объект воспитания. Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей: если для педагогов важно, как организована деятельность группы – режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо - как вписывается и в режим, и в реализацию программы их ребёнок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «Взаимодействие», «Сотрудничество» и «Содружество». 

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Вся наша жизнь взаимодействует с окружающим миром, с другими людьми, с группами людей, с государственными структурами, объектами живой и неживой природы и так далее. Если человек не взаимодействует с окружающим миром – он для мира не существует. Но что же такое «Взаимодействие» и что под этим словом подразумевается?

Семья взаимодействует с дошкольным учреждением или детский сад c семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «Взаимодействие», «Сотрудничество» и «Содружество»?

Термин «Взаимодействие», предполагающий общения, обмена мыслями чувствами и переживаниями сравнительно молодой. 

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество – создание специальных программ, направленных на повышение педагогической культуры семьи, в воспитании супругов как родителей, психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением должно иметь целевую направленность. Дошкольное учреждение должно быть открытым для родителей и членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов.

«Сотрудничество» предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие «Содружество» подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе и единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно без взаимодействия? Конечно же нет.

А так как-то содружество предполагает прежде всего открытость сердца навстречу друг другу, то есть наличие эмпатии, то содружество является наивысшей точкой взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Кроме привычных традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, существуют и новые формы – интерактивные.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо, например компьютером, или с кем-либо, например с человеком. Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами и другими специалистами.

Интерактивная форма предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия. Рассмотрим несколько интерактивных форм работы с родителями:

Семейные клубы – в отличии от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения – семейный клуб строит отношение с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. 

Дискуссии – одна из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры (объектом дискуссии может стать неоднозначная проблема, по отношению к которой каждой участник выражает собственное мнение). Это круглые столы, симпозиумы, дебаты.

Тематические акции – направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Акции могут быть общесадовскими и групповыми.

К интерактивным формам взаимодействия с семьей так же относятся: родительская почта, практикумы для родителей с целью знакомства с детскими играми, вечера вопросов и ответов, в непринужденной обстановке за чашечкой чая.

Взаимодействие семьи и сада – длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Дистанционный родительский клуб – инновационная форма сотрудничества, цель которой – активизация сотрудничества педагогов детского сада и родителей дошкольников с использование компьютерных технологий (сайт ДОУ, группы, объединения в соц. сетях).

Разнообразие интерактивных форм с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.

 

Литература:

  1. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю., Зайцева И.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 
  2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2011. № 12. С. 88-94.