Формирование мыслительного процесса у детей дошкольного возраста

Суляева Ирина Викторовна

Педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦВР "Досуг", г. Ростов-на-Дону

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Суляева И.В. Формирование мыслительного процесса у детей дошкольного возраста // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 699509


 

В статье рассмотрены особенности развития мыслительных и психических процессов учащихся дошкольного возраста. Рассмотрена проблема развития мышления у учащихся дошкольного возраста. 

Дошкольное образование является наиболее значимым, для формирования мыслительных процессов и формирования личности ребенка. С раннего возраста мыслительные способности ребенка проходят ряд этапов от «мышления руками» до способности построения логических цепочек и грамотных рассуждений. 

В процессе роста от младшего дошкольного возраста к старшему, у ребенка происходит абсолютная смена ведущего вида мышления, появляется и усиливается взаимосвязь мыслительного процесса и речи ребенка, а также формируется способность к построению умозаключений.

Ребенок получает знания и опыт лишь благодаря действиям, которые буквально складываются в готовые схемы, интериоризируются и становятся основой интеллектуальной деятельности. 

Формирование мыслительного процесса непосредственно связано с познавательными способностями, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. 

Под сенсорными способностями понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми общепринятых образцов внешних свойств объектов. Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами, поскольку они составляют основу умственного развития. 

Творческие способности помогают решать задачи, имеющие множество вариантов решения. Творческие способности связаны с воображение, обуславливают творческую одаренность и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач. 

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений меду заместителем и замещаемым объектом. Интеллектуальные способности помогают решать задачи, имеющие один правильный ответ, связаны с образным и логическим мышлением – обуславливают интеллектуальную одаренность. Интеллектуальные способности обуславливают осмысление окружающего мира посредством мышления. Именно интеллектуальные способности способствуют развитию мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ, синтез, аналогия, и являются необходимыми для развития и формирования мышления. Формирование интеллектуальных способностей стимулирует развитие мыслительных способностей ребенка.

Однако, колоссальное влияние на мыслительный процесс оказывается формированием речевых навыков ребенка. Из потребности в общении и взаимодействии с окружающим миром у ребенка появляется речь, которая в дальнейшем приобретает мыслительные функции. 

После формирования речи, у ребенка стремительно меняются условия развития мышления. И с этого момента ребенок может задавать вопросы, которые вызывают его интерес. В этот период «малыш-почемучка» пытается выяснять то, что является для него неочевидным, выясняет какие существуют скрытые характеристики у различных предметов и как предметы связаны между собой. В данный период мыслительный процесс ребенка пополняется элементами критичности и планирования.

Однако, Ж. Пиаже в своих исследованиях сделал вывод, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Неговорящий ребенок – не значит неразвитый. Интеллект развивается не речью, а оперированием предметами и понятиями.

У маленьких детей процесс мышления запускается лишь действиями, и только после 5-6 лет ребенок способен активно оперировать образами.

Согласно теории швейцарского психолога Жана Пиаже, дети проходят через определенные этапы когнитивного развития, которые формируют детский интеллект и способность к восприятию зрелых отношений. Развитие ребенка всегда идет снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.

Стадии когнитивного развития наблюдаются в установленном Пиаже порядке у всех детей, независимо от расовой принадлежности, однако возраст перехода к следующей стадии индивидуален, возраст может отличаться, хоть и незначительно, поскольку полноценное познание и прохождение каждой стадии зависит от интеллектуальных способностей ребенка и его мыслительных процессов. В своей теории Пиаже предлагает 4 стадии развития ребенка в зависимости от возрастных изменений: 

1 стадия – сенсомоторный период (от 0 до 2 лет); 

2 стадия – предоперационный период (от 2 до 7 лет); 

3 стадия – период конкретных операций (от 7 до 11 лет); 

4 стадия – период формальных операций (от 11 до 19 лет).  

Невозможно перепрыгнуть стадию развития и ускорить ее прохождение, несмотря на то, что четких границ между стадиями нет.

В раннем дошкольном возрасте для когнитивного развития ребенка необходимо использовать развивающие игры, такие, как конструкторы, пазлы, мозаики, а также игры, развивающие мелкую моторику, рисование, аппликации и другие виды творчества. Не менее важны речевые занятия, а именно, придумывание, рассказ и пересказ историй и сказок, заучивание стихов.

Для дошкольников старшего возраста и младшего школьного возраста для детей полезны игры-упражнения, например, рассказ произошедших за день событий, устный счет, проговаривание слов наоборот, визуализация полученной на занятиях информации, выполнение разных действий двумя руками одновременно. В результате усердных тренировок по развитию функций обеих рук в равной степени, можно добиться уровня амбидекстрии, что с латинского термина означает «обе правые», однако, существует и врожденная амбидекстрия, это явление крайне редкое и встречается лишь у 1-2 % новорожденных.

По мнению отечественных и зарубежных психологов, развитие мышления являются одним из важнейших показателей уровня психического развития ребенка в целом и его готовности к школьному обучению, в частности. В настоящее время наиболее актуальна проблема потребности в научном решении фактических задач дошкольных образовательных учреждений, в связи с существенными социальными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к новому поколению. Проблема развития мышления дошкольников возрастает и в связи с появлениями новых требований, которые предъявляются к дошкольникам Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Поскольку в этот период происходит становление личности ребенка. Формируется самооценка и самосознание. 

Эмоционально-волевое развитие тесно связано со становлением регулятивной функции психики. Дети дошкольного возраста склонны к серьезным психическим переживаниям, из-за пластичности и мягкости нервных процессов происходит быстрая смена чувств у ребенка. 

Важнейшим итогом психического развития в период дошкольного образования – это психологическая готовность ребенка к обучению в школе. У дошкольника не должны складываться черты, отличающие школьника, они будут складываться лишь в ходе обучения, под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Психологическая готовность детей к школьному обучению появляется в старшем дошкольном возрасте, в процессе интенсивного сенсорного развития детей, совершенствования его ориентировки во внешних свойствах, соотношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Соответственно, важнейшими путями развития познавательной активности дошкольников является развитие интересов и потребностей дошкольников, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.

 

Литература:

  1. Ажибеков К.Ж., Жетписбаева Г.О., Агабекова А.Т., Ермаханова Ш.М., Ермаханов М.Н. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-1.
  2. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. М., Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Пиаже Ж. Психология интеллекта / под редакцией Е. Строгановой. СПб.: Питер, 2004.
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / пер. с франц. и англ.; ред. перевода А. Лукова. М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1994.
  5. Титов Б.А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества // Теория и практика общественного развития. 2015. №7.