Закаливание – первый шаг на пути к здоровью: педагогический проект для детей 6-7

Фурманова Татьяна Анатольевна

Воспитатель, МОУ Центр развития ребенка №3, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фурманова Т.А. Закаливание – первый шаг на пути к здоровью: педагогический проект для детей 6-7 // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 692128


 

Актуальность проекта

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. 

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Специалисты выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии и функциональном состоянии, причем он имеет свою специфику, как у мальчиков, так и у девочек. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:

  • дисгармоничное развитие имеют до 19% детей;
  • уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%;
  • тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны, работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны, для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе дошкольного образовательного учреждения.

Цель проекта

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, применение здоровьесберегающих технологий, эффективных методов закаливания, формирование мотивации здорового образа жизни и культуры здоровья.

Задачи проекта:

  • воспитание дисциплинированность, силу воли;
  • формировать умение и навыки самообслуживания;
  • развивать потребность заботиться о своем здоровье;
  • укрепить здоровье через закаливание;
  • заинтересовать родителей к совместному сотрудничеству с ДОУ в проведении закаливающих мероприятий.

Ожидаемый результат

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  1. Повышение уровня образованности детей в области физической культуры и здорового образа жизни;
  2. Формирование устойчивого интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой у детей дошкольного возраста. Увеличение организованной двигательной активности детей в течение дня;
  3. Снижение заболеваемости, улучшение физического развития детей дошкольного возраста;
  4. Тесная взаимосвязь семьи и педагогического коллектива дошкольного учреждения в формировании здорового образа жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

По продолжительности: среднесрочный (декабрь, январь, февраль).

По количеству: групповой.

Тип проекта: оздоровительный.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

Анализ проблемы

Подбор и изучение специальной литературы по теме «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста традиционными и нетрадиционные средствами закаливания организма».

Выбор и планирование в образовательном процессе группы, ДОУ методов закаливания детского организма; здоровьесберегающих технологий.

Анкетирование родителей на тему: «О здоровье детей», с целью сбора информации о состоянии здоровья детей; выявления уровня знаний у родителей о методах закаливания.

2. Основной этап

Умывание лица и обливание рук до локтей прохладной водой.

Начальная температура воды +26–28 °С, то есть примерно чуть выше комнатной температуры. Постепенно температуру нужно понижать (через каждые 2—3 дня) на 0,5–1 °С, до +14, +160. Умывания проводится ежедневно в утренние часы, после ночного сна.

Полоскание горла кипяченой водой.

Полоскание проходит каждый день утром после сна, в обед и перед ночным сном. Начинается с температуры воды в 30 градусов, затем через каждые 10 дней понижается на 1 градус и доводится до температуры воды для полоскания горла в 20-25 градусов. На полоскание затрачивают 1/2, 1/3 стакана воды, и времени проведения — 1 минуты; 

Утренний приём и гимнастика на улице (при температуре до -150 -180 в ДОУ).

Утром, если позволяют погодные условия, утренняя гимнастика проводится на улице.

Соблюдение режима прогулок во все времена года (не ниже -200).

Обязательны ежедневные прогулки в любое время года. 

Рациональная, не перегревающая одежда для детей.

Нахождение в групповой комнате в облегчённой одежде при температуре, определённой СанПин в ДОУ, . t = 200 -220С

В одежде должно быть легко, удобно и сухо. 

Организация сквозного проветривания в отсутствии детей 

Проветривать помещения надо 4-5 раз в сутки. 

Создание условий для полноценного сна.

Проветривание помещения перед сном.

Бодрящая гимнастика, ходьба по «Тропинке здоровья».

Хождение босиком, профилактика плоскостопия, ежедневно после сна. 

Контрастные воздушные ванны.

Циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима – из «холодной» комнаты в «тёплую» и обратно.

Контрастное обливание ног в комплексе с профилактическим массажем стоп. 

Сначала тёплой водой, t 360, затем прохладной, начиная с 28 0 и постепенно снижая до 20 0, и вновь тёплой – 360 , повторяют 3-4 раза (далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20 С.) После ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи.

Обтирание варежкой.

Смоченным концом полотенца или рукавичкой массажными движениями обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

Физкультурные занятия 3 раза в неделю (1 раз на улице).

Проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в специальной одежде /спортивная форма/ при температуре, определённой СанПин. 

Проведение физкультурных минуток между занятиями, в режиме дня.

«Минутки здоровья с использованием ИКТ» (Просмотр слайд презентаций о пользе закаливания организма: «Твои первые уроки здоровья», «Секреты здоровья», «Закаливание - шаг к здоровью», «Моё здоровье» и др.).

Беседы с детьми о закаливании на основе плакатов на тему: «Закаливание – путь к здоровью», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».

Консультации для родителей на темы: «Методы и принципы закаливания», «Закаляйте своих детей с раннего возраста».

Привлечение родителей к активной деятельности по применению закаливающих мероприятий в ДОУ.

3. Завершающий этап

  • Мониторинг уровня заболеваемости;
  • Обмен опытом родителей по использованию закаливающих мероприятий в домашних условиях (фотоколлаж на тему: «Закаливание – верный путь к здоровью»;
  • Вынесение благодарности родителям за активное участие в проекте.

Результат

Результаты исследования показали, что в течение проекта у детей мало наблюдались острые респираторные заболевания. 

Выводы

С поставленными задачами мы справились. Закаливающие процедуры проводились регулярно. У детей сформированы умения и навыки самообслуживания, развита потребность в заботе о своем здоровье, родители готовы продолжать совместную деятельность в ДОУ в проведении закаливающих мероприятий.

Заключение

Эффект закаливающих процедур может быть достигнут только при систематической и совместной работе семьи с ДОУ.

 

Литература:

  1. Воронцова И.М. Закаливание детей с применением интенсивных методов: методические рекомендации / И.М. Воронцова, Л.А. Беленький. СПб., 2010. 27 с.
  2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. М.: Учитель, 2009.
  3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012. № 11. С. 10-23. 
  4. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика синтез, 2014. 368 с.
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) 
  6. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2006.