Организация внеурочной учебно-проектной деятельности по математике в 6-7 классах

Глазачева Галина Александровна

Учитель математики, МАОУ "СОШ № 2", г. Первоуральск, Свердловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Глазачева Г.А. Организация внеурочной учебно-проектной деятельности по математике в 6-7 классах // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 688775


 

Проектирование – это обучение через делание

Джон Дьюи (1859-1952),

американский философ и педагог 

 

Не секрет, что одной из возникающих проблем образовательного процесса является нехватка учебного времени на освоение многообразия тем по образовательной программе в рамках одной учебной дисциплины. Организация педагогом внеурочной проектной деятельности обучающихся может нивелировать данную проблему. 

Под проектом понимается буквально «нечто брошенное, пущенное вперед», то есть это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, позволяющий им быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат своей учебно-познавательной деятельности и создание своего творческого продукта. 

В педагогическом процессе технология проектной деятельности – это личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, прежде всего, ориентирована на личность, зависит от её характера и накопленного ранее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим, практическим и творческим проектом, которая планируется, доводится до завершения самим обучающимся под руководством педагога. 

Таким образом создаются условия для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), то есть условия для развития продуктивной мыслительной деятельности обучающихся.

Для организации внеклассной проектной деятельности учителю необходимо: 

  • выбрать учебную тему для самостоятельного ознакомления, изучения, исследования обучающимися вне урока;
  • предложить им самостоятельно познакомиться с ней;
  • сформулировать цель и задачи предлагаемой работы;
  • обсудить с учащимися в каком составе они планируют выполнять задание (индивидуально, в парах, в группах);
  • определить график консультаций, и в каком виде может быть представлен результат своей учебно-познавательной деятельности, примерные сроки выполнения, параметры и критерии оценивания продукта деятельности.

 

Проект «Интересное о математике от интересных людей» (индивидуальный)

Проблемная ситуация: есть мнение, что интерес к математике проявляют только математики.

Цель: показать себе и ученическому сообществу отношение к математике известных людей, имеющих отношение к различным наукам, расширив свой кругозор; задуматься и определить своё отношение к математике.

Задачи: 

  • изучить афоризмы, высказывания. цитаты известных людей о математике; 
  • выбрать высказывание, которое вам наиболее понятно и по душе; 
  • найти портрет автора этого высказывания, годы жизни, происхождение и вид деятельности; 
  • познакомиться с его биографией и выбрать интересный, на ваш взгляд, случай(историю) из жизни этого человека; 
  • оформить отобранные сведения на одном листе ф А4.

Продукт учебно-познавательной деятельности: тематическая листовка.

Рекомендуемое содержание: на листе ф А4 книжной ориентации напечатать 

(1) в верхней строке «Интересное о математике от интересных людей» (шрифт 14); затем ниже 

(2) высказывание (шрифт 18) о математике на 1\4 листа в левом верхнем углу, под ним (шрифт 16) имя автора, годы его жизни, происхождение, вид деятельности; затем 

(3) в правом верхнем углу (1\4 листа) – портрет автора; 

(4) ниже (на 1\2 листа) напечатать (шрифт 16) интересный факт, случай, историю из жизни; 

(5) а в последней нижней строке листа напечатать (шрифт 14) – представил: ученик(ца) 7 класса Ф.И.

Примерный срок выполнения работы: неделя.

Применение: экспозиция «Интересное о математике от интересных людей» в рамках недели математики. 

 

Проект «Женщина-математик» (индивидуально или в парах)

Проблемная ситуация: вклад в развитие математики вносили только мужчины.

Цель: соприкоснуться с историей развития математики через знакомство с биографией женщины-математика, осознать влияние математики на жизнь отдельно взятого человека, его личный вклад в развитие науки, выразить своё отношение к личности ученого.

Задачи: 

  • познакомиться с именами женщин, связавших свою жизнь (деятельность) с математикой;
  • остановить свой выбор на биографии одной из них, дать обоснование этому; 
  • изучить биографию женщины-математика, остановиться на значимых для неё событиях, определить её вклад в науку;
  • подвести итог о роли женщины в науке и влиянии науки на её судьбу, чему можно у неё поучиться; 
  • обобщить и систематизировать отобранный материал, подготовить доклад и презентацию для публичного ознакомления ученического сообщества с результатом своей учебно-познавательной работы на математических чтениях.

Продукт учебно-познавательной деятельности: электронная презентация, буклет, доклад.

Рекомендуемое содержание доклада, презентации (как иллюстрации, дополнения к докладу): 

  • представление себя, темы доклада; 
  • обоснование выбора ученого, актуальность выбора; 
  • поставленная цель и задачи работы; 
  • представить некоторые страницы жизни, вклад в науку; 
  • сделать выводы; 
  • указать источники информации.

Примерный срок выполнения проекта: четыре недели.

Применение: школьные математические чтения, посвященные С.В. Ковалевской.