Глазачева Галина Александровна
Учитель математики, МАОУ "СОШ № 2", г. Первоуральск, Свердловская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Глазачева Г.А. Организация внеурочной учебно-проектной деятельности по математике в 6-7 классах // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 688775
Проектирование – это обучение через делание
Джон Дьюи (1859-1952),
американский философ и педагог
Не секрет, что одной из возникающих проблем образовательного процесса является нехватка учебного времени на освоение многообразия тем по образовательной программе в рамках одной учебной дисциплины. Организация педагогом внеурочной проектной деятельности обучающихся может нивелировать данную проблему.
Под проектом понимается буквально «нечто брошенное, пущенное вперед», то есть это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, позволяющий им быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат своей учебно-познавательной деятельности и создание своего творческого продукта.
В педагогическом процессе технология проектной деятельности – это личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, прежде всего, ориентирована на личность, зависит от её характера и накопленного ранее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим, практическим и творческим проектом, которая планируется, доводится до завершения самим обучающимся под руководством педагога.
Таким образом создаются условия для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), то есть условия для развития продуктивной мыслительной деятельности обучающихся.
Для организации внеклассной проектной деятельности учителю необходимо:
Проект «Интересное о математике от интересных людей» (индивидуальный)
Проблемная ситуация: есть мнение, что интерес к математике проявляют только математики.
Цель: показать себе и ученическому сообществу отношение к математике известных людей, имеющих отношение к различным наукам, расширив свой кругозор; задуматься и определить своё отношение к математике.
Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: тематическая листовка.
Рекомендуемое содержание: на листе ф А4 книжной ориентации напечатать
(1) в верхней строке «Интересное о математике от интересных людей» (шрифт 14); затем ниже
(2) высказывание (шрифт 18) о математике на 1\4 листа в левом верхнем углу, под ним (шрифт 16) имя автора, годы его жизни, происхождение, вид деятельности; затем
(3) в правом верхнем углу (1\4 листа) – портрет автора;
(4) ниже (на 1\2 листа) напечатать (шрифт 16) интересный факт, случай, историю из жизни;
(5) а в последней нижней строке листа напечатать (шрифт 14) – представил: ученик(ца) 7 класса Ф.И.
Примерный срок выполнения работы: неделя.
Применение: экспозиция «Интересное о математике от интересных людей» в рамках недели математики.
Проект «Женщина-математик» (индивидуально или в парах)
Проблемная ситуация: вклад в развитие математики вносили только мужчины.
Цель: соприкоснуться с историей развития математики через знакомство с биографией женщины-математика, осознать влияние математики на жизнь отдельно взятого человека, его личный вклад в развитие науки, выразить своё отношение к личности ученого.
Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: электронная презентация, буклет, доклад.
Рекомендуемое содержание доклада, презентации (как иллюстрации, дополнения к докладу):
Примерный срок выполнения проекта: четыре недели.
Применение: школьные математические чтения, посвященные С.В. Ковалевской.