Формирование художественно-эстетических чувств через художественно-эстетическое развитие

Объедкина Наталия Николаевна
Лапшова Светлана Николаевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад 122 комбинированного вида", г. Саранск
Воспитатель, МДОУ "Детский сад 122 комбинированного вида", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Объедкина Н.Н., Лапшова С.Н. Формирование художественно-эстетических чувств через художественно-эстетическое развитие // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 681219


 

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине. Нравственно-патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Существует множество форм работы с детьми:

  • групповые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой;
  • индивидуальные занятия;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр видеофильмов;
  • игровая деятельность;
  • проведение развлечений;
  • выставки детского творчества;
  • рассматривание фотографий, иллюстраций;
  • изобразительная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом:

  • расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
  • развитие художественно-эстетического восприятия;
  • формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Среди видов изобразительного искусства, рисование – одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений, о многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.

Данную работу можно разбить на блоки:

Мой дом. Моя семья.

Мой детский сад.

Мой город.

Россия-родина моя.

1. Самый первый блок по патриотическому воспитанию – это «Мой дом, Моя семья».

Чувство Родина у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В этом блоке можно провести сюжетно-ролевую игру «Семья», выучить стихи про семью, организовать развлечения «Моя семья». После чего нарисовать портреты членов семьи, дома, в котором ребенок живет, провести выставку рисунков. Совместно с родителями изготовить альбомы для группы «Моя семья», «Папа дома», «Герб семьи». Родители могут изготовить макет своего дома для мини-музея ДОУ.

Можно пригласить бабушек, которые занимаются декоративно-прикладным искусством. Устроить в группе выставку «Народное творчество».  Каждая из бабушек расскажет о своем творчестве.

2. Второй блок – это «Мой детский сад». Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией.

Целесообразно сначала познакомить детей с группой, в которую ходит ребенок. Для этого нужно организовать путешествие по группе с загадками, с различными заданиями, рассказом воспитателя о группе. Обязательно нужно зачитать правила поведения в разных помещениях группы.

Затем можно организовать экскурсии по детскому саду. Где ребята познакомятся с медицинским кабинетом, кухней, прачечной, музыкальным залом, кабинетом заведующий. В ходе экскурсии дети познакомятся с людьми, которые там работают, а они в свою очередь расскажут детям, для чего нужно каждое помещение в детском саду. И познакомят с правилами нахождения в каждом помещении. Когда дети вернуться в группу можно предложить им изобразить на листе бумаги с помощью красок, что ему больше всего понравилось во всем саду. Попросить передать свои впечатления, рассказав, о нарисованном. Оформить выставку. Далее дети знакомятся с территорией, на которой находится детский сад. Сначала свой участок, затем соседний. Позже можно организовывать целевые прогулки по территории детского сада. Прейдя в группу, выполняем коллективную работу «Мой красивый участок в детском саду» с помощью отпечатков ладоней.

Дальше работу можно продолжить, в совместной деятельности с родителями, изготовить альбомы «Мой детский сад», «Моя группа».

Вовлекать в работу родителей, провести акцию «Посадим дерево на участке детского сада», «Сделаем скворечник».

3. Третий блок – это «Мой город», «Россия-родина моя».

Работа по воспитанию любви к родному Городу следует начать с бесед. Затем ребятам можно предложить показ презентации «Мой город -Саранск», где можно увидеть основные здания, парки, игровые площадки, памятники нашего города. Провести беседу с детьми, где они были, что больше всего им нравиться в нашем городе, почему?

Организовать экскурсию по улице, на который стоит детский сад. Изготовить макет улицы. Далее желательно провести работу с родителями по теме: «Как рассказать ребенку о городе, в котором мы живем». Как в выходной организовать семейную экскурсию по городу.

После всей проделанной работы совместно с родителями и детьми организовать в группе мини-музей «Мой Саранск».

Составить план работы мини-музея, куда могут войти проекты: «Моя Родина», «Флаг России» и т.д.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с родным краем соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.