Объедкина Наталия Николаевна
Лапшова Светлана Николаевна
Воспитатель, МДОУ "Детский сад 122 комбинированного вида", г. Саранск
Воспитатель, МДОУ "Детский сад 122 комбинированного вида", г. Саранск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Объедкина Н.Н., Лапшова С.Н. Формирование художественно-эстетических чувств через художественно-эстетическое развитие // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 681219
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине. Нравственно-патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Существует множество форм работы с детьми:
В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом:
Среди видов изобразительного искусства, рисование – одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.
Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений, о многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.
Данную работу можно разбить на блоки:
Мой дом. Моя семья.
Мой детский сад.
Мой город.
Россия-родина моя.
1. Самый первый блок по патриотическому воспитанию – это «Мой дом, Моя семья».
Чувство Родина у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В этом блоке можно провести сюжетно-ролевую игру «Семья», выучить стихи про семью, организовать развлечения «Моя семья». После чего нарисовать портреты членов семьи, дома, в котором ребенок живет, провести выставку рисунков. Совместно с родителями изготовить альбомы для группы «Моя семья», «Папа дома», «Герб семьи». Родители могут изготовить макет своего дома для мини-музея ДОУ.
Можно пригласить бабушек, которые занимаются декоративно-прикладным искусством. Устроить в группе выставку «Народное творчество». Каждая из бабушек расскажет о своем творчестве.
2. Второй блок – это «Мой детский сад». Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией.
Целесообразно сначала познакомить детей с группой, в которую ходит ребенок. Для этого нужно организовать путешествие по группе с загадками, с различными заданиями, рассказом воспитателя о группе. Обязательно нужно зачитать правила поведения в разных помещениях группы.
Затем можно организовать экскурсии по детскому саду. Где ребята познакомятся с медицинским кабинетом, кухней, прачечной, музыкальным залом, кабинетом заведующий. В ходе экскурсии дети познакомятся с людьми, которые там работают, а они в свою очередь расскажут детям, для чего нужно каждое помещение в детском саду. И познакомят с правилами нахождения в каждом помещении. Когда дети вернуться в группу можно предложить им изобразить на листе бумаги с помощью красок, что ему больше всего понравилось во всем саду. Попросить передать свои впечатления, рассказав, о нарисованном. Оформить выставку. Далее дети знакомятся с территорией, на которой находится детский сад. Сначала свой участок, затем соседний. Позже можно организовывать целевые прогулки по территории детского сада. Прейдя в группу, выполняем коллективную работу «Мой красивый участок в детском саду» с помощью отпечатков ладоней.
Дальше работу можно продолжить, в совместной деятельности с родителями, изготовить альбомы «Мой детский сад», «Моя группа».
Вовлекать в работу родителей, провести акцию «Посадим дерево на участке детского сада», «Сделаем скворечник».
3. Третий блок – это «Мой город», «Россия-родина моя».
Работа по воспитанию любви к родному Городу следует начать с бесед. Затем ребятам можно предложить показ презентации «Мой город -Саранск», где можно увидеть основные здания, парки, игровые площадки, памятники нашего города. Провести беседу с детьми, где они были, что больше всего им нравиться в нашем городе, почему?
Организовать экскурсию по улице, на который стоит детский сад. Изготовить макет улицы. Далее желательно провести работу с родителями по теме: «Как рассказать ребенку о городе, в котором мы живем». Как в выходной организовать семейную экскурсию по городу.
После всей проделанной работы совместно с родителями и детьми организовать в группе мини-музей «Мой Саранск».
Составить план работы мини-музея, куда могут войти проекты: «Моя Родина», «Флаг России» и т.д.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с родным краем соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.