Спивакова Елена Владимировна
Логопед, Детский сад № 83, г. Санкт-Петербург
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Спивакова Е.В. Особенности развития речевого дыхания у детей в норме // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 680214
Дыхание является важной жизнеобеспечивающей функцией человеческого организма. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе диафрагма сокращается, оттесняя органы брюшной полости в живот, тем самым увеличивая объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется, поднимается кверху и вместе с межреберными мышцами сжимает легкие. В акте дыхания диафрагма является главной движущей силой.
Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемым к дыхательному акту во время речи.
В норме перед началом речи делается быстрый, более глубокой, чем в покое, вдох нормального количества воздуха, способного обеспечить поддержание подсвязочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, вследствие, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи.
Если у здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, то, начиная с 12 недель, у большинства здоровых детей частота крика снижается, появляется начальное гуление. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания [1, с. 7].
По данным Н. И. Красногорского [2, с. 474-480] у детей в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.
По исследованиям Л. И. Беляковой [3, с. 44] у здоровых детей в 4-6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, речевое дыхание находится на стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые 3 – 4-х словные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.
Усложнение речевой задачи детьми 5 – 6 лет в виде 4- , 5- и 6-ти словных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания.
Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т. е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.
Произнесение фразы детьми 10-ти лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания.
Таким образом, к 10-ти годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.
Литература: