Реализация управленческого проекта по ранней профориентации младших школьников как инновационная практика образовательного учреждения

Баканова Елена Николаевна
Тупикина Светлана Робертовна

Директор школы, БОУ "Тарская СОШ № 5", г. Тара, Омская область
Заместитель директора по ВР, БОУ "Тарская СОШ № 5", г. Тара, Омская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Баканова Е.Н., Тупикина С.Р. Реализация управленческого проекта по ранней профориентации младших школьников как инновационная практика образовательного учреждения // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 679786


 

Изменение направлений развития отечественной системы обучения затронуло все уровни реализации образовательных услуг. Управленческий проект способствует повышению эффективности работы школы; переходу от компетентностно-деятельностного подхода в образовании к индивидуализации обучения.

Командой проекта была отработана в 2019-2020 учебном году успешная модель проектирования и реализации управленческих решений, соответствующих требованиям времени, касалась тематика проекта ранней профориентации современных школьников.

Ученики начальной школы через 7-10 лет на пороге взрослой жизни будут выбирать профессию, строить дальнейшую жизнь. И именно сейчас необходимо уже про это думать, готовить детей к выбору профессии. Мы, педагоги, а также родители ответственны перед детьми за то, чтобы оказать им помощь в этом вопросе, нацелить на правильный путь в жизни.  В Федеральных проектах Национального проекта «Образование», региональных и муниципальных проектах уделяется много внимания профориентации в школе, в том числе и ранней профориентации.

В БОУ «Тарская СОШ № 5» разработан и реализуется управленческий проект «Будущее начинается сегодня». В команду проекта вошли учителя начальной школы, педагог-психолог, социальный педагог, учитель информатики, заместитель директора по ВР, директор школы.  Мы ставили перед собой цель – обеспечить эффективное управление по формированию первичных профессиональных ориентиров у младших школьников, познакомить ребят с миром разнообразных профессий через краткосрочные курсы внеурочной деятельности, а также через применение эффективных форм в работе с детьми.

Проект был рассчитан на год – с апреля 2019 года по апрель 2020 года, включал три этапа реализации проекта. На первом этапе – подготовительном происходила оценка условия проекта и разработка основных ориентиров реализации проекта. На втором этапе проекта – практическом, происходила реализация самого проекта. На третьем этапе аналитическом – с марта по апрель 2020 года должны были подвести итоги проекта и представить родительской и педагогической общественности отчёт по проекту, но в связи с дистанционной формой обучения представление широкой общественности результатов проекта отложено на начало 2020-2021 учебного года.

Как мы планировали организовать реализацию проекта? Во-первых, определили следующие основные направления реализации проекта – профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание. Начали с того, что провели диагностику младших школьников, выяснили способности, наклонности ребят, чтобы и педагоги, а особенно родители знали и помогали ребёнку в дальнейшем самоопределении, основываясь на его особенностях. Ориентируясь на профессии, которые будут востребованы, когда ребёнок окончит школу. Для этого А.В. Астапова, психолог школы, разработала психолого-педагогический инструментарий в рамках первого краткосрочного курса внеурочной деятельности «Тропинки к своему Я», провела обследование детей, выявила профессиональные склонности школьников. Второй краткосрочный курс внеурочной деятельности «Азбука профессий», который разработала учитель начальных классов Маликова Ю.В., позволил познакомить детей с разнообразным миром профессий. Данный курс открыл новое профессиональное видение, что после окончания школы современными учениками начальной школы, многих профессий уже не будет, значит, необходимо познакомить детей с новыми востребованными профессиями в будущем. На следующем курсе «Деловые игры по профориентации как первая ступенька к профессиональному успеху» учитель начальных классов Науменко Т.В. вовлекала детей в профессиональную деятельность через игровые процессы, давала возможность моделировать своё будущее. И на заключительном краткосрочном курсе внеурочной деятельности «Билет в будущее» ребята вместе с социальным педагогом школы Лычковской А.С. участвовали в экскурсионной деятельности по предприятиям нашего города. Дети не просто наблюдали, как люди работают, а участвовали в мастер-классах профессионалов своего дела, осуществляли мини-профессиональные пробы. Обучающиеся начальной школы попробовали себя в роли пекаря, работника МЧС, продавца, сборщика мебели, агронома и др. В этом направлении деятельности активно помогали родители и социальные партнёры образовательного учреждения.

Краткосрочные курсы рассчитаны на 6-8 часов, в течение года ученик начальной школы без напряжения, чередуя разные виды деятельности, прошёл все курсы. Ученики начальной школы, осваивая предложенные курсы внеурочной деятельности, прошли четыре уровня ранней профориентации. У каждого ученика личная трудовая книжка с отметкой о прохождении уровня и получения определённой квалификации, потому что каждый курс предусматривал определённый продукт деятельности команды класса.

Впереди у нас для обучающихся начальной школы проведение деловой игры «Биржа труда». На игру будут приглашены работодатели нашего города, где дети покажут определённые навыки, полученные ими после прохождения всех уровней ранней профориентации, ученики попробуют устроиться на работу, пройти собеседование, то есть испытать то, что в будущем им пригодится.

Родителей на родительском собрании мы познакомим и с результатами диагностик, и с результатами нашей совместной профессиональной деятельности в начальной школе. Родители, обучающиеся, педагоги имеют возможность знакомиться с промежуточными результатами реализации проекта постоянно, потому что команда проекта создала сообщество «Виртуальный кабинет профориентации» (открытая группа в социальной сети «В Контакте»). В сообществе размещены технологические карты профессий, альбомы, фото- и мультимедиа- презентации, созданные детьми и педагогами на курсах внеурочной деятельности. Происходит обсуждение, презентация продуктов деятельности команды управленческого проекта.

Почему так важны результаты от реализации управленческого проекта? Во-первых, формирование первичных профессиональных ориентиров младших школьников, знакомство детей с разнообразным миром профессий осуществляется в интересной форме, проигрываются определённые ситуации. Во-вторых, помогаем нашим семьям сформировать отчётливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации именно младших школьников. Участники нашего проекта учатся работать в команде, применять инновационные формы работы. Надеемся, что при подведении итогов реализации проекта степень удовлетворённости качеством предоставляемых образовательных услуг по профориентации в начальной школе составит к концу реализации проекта 85-90% среди обучающихся и родителей. А самое главное – мы помогаем детям и родителям понять, чем уникален каждый ребёнок, что его ждёт в будущем, чтобы на протяжении обучения в школе он уже определился и спроектировал своё профессиональное будущее, готовился к нему. 

 

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года / Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957  (дата обращения: 09.06.2020).
  2. Профессиональная ориентация младших школьников в школе: метод. пособие / авт.-сост. И.А. Симонова. Копейск: МУДПО «Учебно-методический центр», 2017. 30 с.