Организация сенсомоторного уголка во второй младшей группе

Дугушкина Екатерина Владимировна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дугушкина Е.В. Организация сенсомоторного уголка во второй младшей группе // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 666543


 

В сентябре 2019 года в нашем детском саду набралась новая группа детей 3-4 лет. В следствии проведенной диагностики было выявлено, что современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Поэтому в нашей группе мы создали сенсомоторный уголок «Мир сенсорики».

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и на занятиях по дополнительной услуге «Мир сенсорики», так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен: 

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение); 
  • для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; 
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; 
  • создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка; 
  • активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); 
  • повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников [1, с.13]. 

В нашей группе много различного материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Многие материалы (природные и пищевые) были окрашены в различные цвета.

Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений. Ребятам нравится создавать композиции из ракушек, из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения

Собран большой материал из различных крышек.

Имеется самодельное сенсорное панно «Времена года». Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий. 

Широко используем различные крупы, окрашенные в разные цвета. Дети с удовольствием нанизывают на нитку разноцветные крупные макаронные изделия, делают бусы для любимой мамы. А как приятно погружать ладошки в перловку красного цвета или рис зеленого, выполнять задания воспитателя или искать определенные предметы. 

Но больше всего воспитанникам нашего возраста нравится рисовать пальчиками на подносах с манной крупой.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка: 

  • Доступность; 
  • Безопасность; 
  • Креативность; 
  • Разнообразие объектов [2, с.23-24]. 

Содержание сенсомоторного уголка в группе: 

Зрение: 

  • Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся), дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами; 
  • Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.);
  • Цветовые пятна-кляксы различной формы; 
  • Разноцветные полупрозрачные шарфы; 
  • Картинки-штриховки, картинки-прятки; 
  • Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д. 

Слух: 

  • Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.;
  • Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки. 

Осязание: 

  • Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой; 
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); 
  • Выпуклые буквы, цифры; 
  • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. 

Обоняние: 

  • Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.) 

Вкус: 

  • Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов [3, с. 11].

Осенью мы пробовали на вкус различные овощи и фрукты. 

Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

  • работа в раскрасках - штриховка;
  • пальчиковая гимнастика - шнуровка;
  • игры с конструктором - мозаика; 
  • лепка из глины и пластилина; 
  • нанизывание бус, бисера; 
  • цветные клубочки ниток; 
  • работа с ножницами.

Данную работу в созданном нами сенсомоторном уголке мы будем продолжать дальше, потому что является очень актуальным в развитии и воспитании детей дошкольного возраста и доставляет ребятам огромное удовольствие! Будем регулярно пополнять его содержимое. 

 

Литература:

  1. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 5.
  2. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // Обруч. 2006. № 2.
  3. Сольцева О.Г. Наши помощники – органы чувств // Ребенок в детском саду. 2007. № 3.