Основные методы ТРИЗ-технологии

Марунченко Ирина Вячеславовна
Вовянко Ольга Александровна
Первых Надежда Ильинична

Воспитатель, МБДОУ Д/С КВ № 11, г. Алексеевка, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ Д/С КВ № 11, г. Алексеевка, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ Д/С КВ № 11, г. Алексеевка, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Марунченко И.В., Вовянко О.А., Первых Н.И. Основные методы ТРИЗ-технологии // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 652082


 

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) возникла в 50е годы ХХ века. Создал ее Генрих Саулович Альтшуллер. Родился в городе Баку, по профессии изобретатель, а также любитель писать фантастику. Гений-изобретатель считал, что любого индивидуума можно научить творчеству. Надо лишь всего-навсего представить ему способы творческого вымысла и обучить решать изобретательские задачки. Генрих Саулович был выдающимся учёным, которого отличала от многих других людей отзывчивость и дальновидность. Г.С. Альтшуллер придумал данную теорию на основе тезиса «творчество во всём» – в постановке вопроса, подаче материала, способах и методах труда [2, с. 81]. 

В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. вследствие одного случая. Члены одного из семинаров попросили представить что-нибудь по программе ТРИЗ с детьми школьниками, но вследствие недоразумения слушателей доставили в дошкольное учреждение в подготовительную к школе группу. Эта ошибка предоставила возможность тризовцам «открыть» для себя потенциал дошколят и новый возраст привлечения деток к решению изобретательских задач [4, с. 15]. 

Сегодня приемы и методы ТРИЗ применяются в детских садах для развития у детей сообразительности, творчества, воображения, широкоформатного мышления.

Цель ТРИЗ-педагогики – развитие творческих возможностей ребёнка.

Задачи применения технологии ТРИЗ:

  • развитие памяти, необычного, раскрепощенного мышления, умения выслеживать связи, их причины, представлять логические закономерности явлений и событий, которые происходят в жизни;
  • формирование целостной картины мира, а также формирование творческой личности;
  • воспитание заинтересованности к поисковой деятельности, стремления разрабатывать нестандартные варианты решения задач [1, с. 209].

Конкретное различие ТРИЗ от типичных способов обучения и воспитания – это стремление выработать опыт автономного поиска ответов на вопросы, находка проблемного ядра задачи, а не бессознательного повторения алгоритма, рекомендованного взрослыми. Теория решения изобретательских задач - не сборник отдельных приемов и способов, а попытка создать метод, посредством которого можно решать всевозможные задачи, а так же отыскивать что-то новое и быть в постоянном творчестве. Получив навык необычного мышления, малыш во взрослую жизнь придет подготовленным. Технология ТРИЗ может быть действенным инструментом для развития необычного мышления [3, с. 315].

Достоинства ТРИЗ:

  • Обогащаются представления, увеличивается словарный запас, развивается творчество, раскрывается своеобразие каждого ребёнка, стимулируется взаимообмен креативными идеями, творчески активное мышление;
  • ТРИЗ помогает формировать логику, способствует преодолению застенчивости, робости; ребенок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в сложные ситуации, автономно находить креативные решения; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из любых затруднительных обстоятельств;
  • ТРИЗ развивает наглядно-образное, причинное мышление; память, воображение, воздействует на остальные психические процессы. Вырабатывает фантазию у ребят, находящую воплощение в игровой, практической и художественной деятельности [5, с. 10].

ТРИЗ – технологию допускается применять во многих видах работы (в образовательной, в играх, в режимных моментах). Технология даёт возможность ребёнку проявить индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.

В коллекции технологии ТРИЗ существует разнообразие методов, хорошо зарекомендовавших себя в деятельности с дошколятами. 

Предлагаем вашему вниманию основные методы ТРИЗ-технологии:

Методика, в основе которой лежит изобретение Раймунда Луллия «Круги Луллия». Которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя. В XIII веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

В своей работе мы используем Круги Луллия как игровую методику, которая направлена на обогащение словарного запаса ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о каких-либо предметах. Они эффективно применяются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей [6, с. 117]. 

«Метод фокальных объектов» – перенесение качеств одного (или нескольких) объекта на другой или допускается вообразить что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект. Этот метод позволяет не только развивать, речь, вымысел, но и управлять своими мыслями.

Осматривая какой-либо предмет, например, банан, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к банану. Количество выбранных предметов может быть неограниченным, но для удобства в работе лучше отобрать 2 объекта.

Как выбрать другой предмет? Допускается расставить игрушки или какие-нибудь предметы и попросить быстро назвать любой из них. Затем предложить детям описать выбранный второй предмет, подбирая 5 (можно больше) определений. Можно спросить у детей: «Какой он (оно, она, они)?» Например, выбрано слово «воробей». Обозначаем рисунком на доске подобранные определения: прыгающий, бегающий, летающий, чирикающий, заботливый.

Подобранные определения приставляем к слову, которое изначально выбрали, рассматривая полученные словосочетания: прыгающий банан, бегающий банан, летающий банан, чирикающий банан, заботливый банан. Имеется возможность выбрать самое интересное словосочетание, после этого надлежит придать банану нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект. «Летающий банан» хочешь сорвать, а он на другую ветку улетел. Как здесь быть? Схватить за хвост, набросить сетку или заранее привязать ниточку и держать за нее…Вымыслу детей в процессе придумывании таких рассказов нет предела [2, с. 137].

«Метод каталога» разработан в 30е годы ХХ столетия ученым Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дошкольники составляют новый непредсказуемый сказочный сюжет выбранных наугад из книги (журнала) слов (картинок), которые обозначают героев, действия, мысли, описание героев и т.д.

Есть в технологии ТРИЗ еще один метод – это «моделирование маленькими человечками», который предложил Генрих Альтшуллер. Цель такого метода: знакомство с внутренним строением вещества. Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в неживой природе: почему камень – твердый, вода – жидкая, почему снежок в тепле тает, а вода, когда ее нагреваешь, превращается в пар. Маленькие человечки, в понимании взрослых – это молекулы. Помня о том, что все в окружности состоит из молекул – мельчайших частиц, которые определенным образом связаны меж собой, легко истолковать детям почему вещества бывают твердыми (дерево, камень, стекло), жидкими (молоко, чай, кисель) или газообразными (газ, пар, дым). Почему именно человечки? Потому что они могут думать, производить действия, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их место, если нет под рукой нужных атрибутов [6, с. 89].

Исследование ТРИЗ позволяет ребятам понять, что любой человек имеет возможность научиться думать творчески, искать подходящие решения самых трудных задач и даже стать активным изобретателем. Для этого потребуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сравнивать и разбирать, сочетать, отыскивать связи, закономерности и т.д.. – то есть всё то, что в сумме образовывает творческие способности [1, с154].

 

Литература:

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. 236 с.
  2. Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». М.: ГНОМ – ПРЕСС», 1999. 151 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 329 с.
  4. Корзун А. В. Весёлая дидактика: пос. для воспитателей д/у. Ульяновск: 1998, 2011. 298 с.
  5. Страунинг Г.М. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. 2010. № 3,4. 14с. 
  6. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь, 2002. 176 с.