Дети с красивой душой – наша задача

Марийчина Ангелина Андреевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад 6 "Василек", г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Марийчина А.А. Дети с красивой душой – наша задача // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 652606


 

Наблюдение за современными детьми позволило заметить во многих из них одну неутешительную черту – равнодушие к красоте.

Красота мира как была, так и есть, но она всё больше вне поля интересов таких от природы пытливых созданий, какими являются дети.

Страшно, что в современных детях всё больше проявляется ещё одна черта – тяга к безобразному, которое их не только не пугает и не отталкивает, а наоборот – привлекает и заинтересовывает.

Выход есть и только один: развить в детях чувство прекрасного, любовь к прекрасному, развить в них вдохновение и жажду творить!

Тогда в их душах всегда будет присутствовать тот незримый цензор, в очах которого уродливое и безобразное – отвратительно и отталкивающе, и недостойно внимания.

Когда ребёнок начинает творить сам, он выходит на совершенно другой уровень восприятия красоты. При занятиях любым видом искусства ребёнок получает мощное эстетическое развитие, непосредственно приобщаясь красоты, участвуя в её рождении. Его внутренний мир значительно обогащается.

А богатый внутренний мир как раз и продуцирует тот надёжный критерий оценки, который не позволяет получать удовольствие от пошлости и примитива.

Одно дело, когда ребёнок слушает музыку или смотрит на картину, и совсем другое – когда под его руками оживают и наполняют пространство звуки или краски. Душа его испытывает небывалый восторг и буквально сродняется с Красотой.

Каждая рукодельная вещь хранит частичку души своего создателя. Поэтому занимаясь творчеством, ребёнок учится создавать красоту и выражать себя в произведениях искусства.

Для эстетического развития важно обращать внимание на красоту и богатство речи, которая как нельзя более полно отражает внутреннее богатство души.

Для речевого развития очень полезно просто регулярно беседовать с детьми: делитесь впечатлениями, рисуйте словесные картины, описывайте увиденное, услышанное, придумывайте сказки и рассказы, пишите друг другу письма. Только не электронные, а настоящие!

И, конечно же, самое главное – растить ребёнка творцом добра и любви во всех самых ёмких значениях этих слов.

Внутренняя красота. Красота настолько многолика, что нам даже трудно это осознать в полной мере. Одна красота присуща материи, другая красота – мысли, чувствам и поступкам, и совсем иная красота – это красота духовная, которая кроется в глубине.

Красота духовная появляется в душе с её приобщением к вере, потому что Бог есть Дух, и поэтому приобщиться к духовности возможно только при общении с Богом.

Проблема современной культуры и образования заключается в том, что люди путают душевное и духовное, утверждая, к примеру, что занятия музыкой или изобразительным искусством делают ребёнка более духовным, имея ввиду – более возвышенным.

На самом же деле, душевное – это те чувства и мысли, которые коренятся в душе, а духовное – это то, что коренится в Боге. Почувствуйте разницу!

И только с появлением веры в душе человека появляется новая координата его жизни – духовная – и он становится способен жить, одухотворяясь.

Бог отвечает на молитву, освящая и одухотворяя душу молящегося человека, и она, преображаясь Красотой, сама обретает способность глубоко постигать красоту.

Начиная с эпохи Возрождения, человек поставил себя в центр мироздания и им овладела иллюзия того, что прекрасное может существовать само по себе – вне связи с духовным, божественным.

В наше время дошли до того, что находят достойное внимания в произведениях искусства, воспевающих откровенно безобразное и антидуховное.

Однако каждый человек подспудно понимает, что на самом деле прекрасное, на самом глубинном уровне, связано с божественным.

Поэтому научить ребёнка воспринимать прекрасное нужно, прежде всего, ради понимания им гармонии и красоты в устройстве мира, чтобы, сопереживая красоте, ребёнок, переходя от простого к сложному, смог научиться видеть истинно духовную красоту и ею проверять истинность всех вещей в этом мире.