Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

Какляева Светлана Викторовна

Воспитатель, МБДОУ "Солнышко", с. Ташла

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Какляева С.В. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 629208


 

Формирование математических представлений является одной из самых важных частей интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, выполняя важную функцию подготовки детей к школе. В старшем дошкольном возрасте проблема развития математических представлений наиболее актуальна, что связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться.

Методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития:

  • Я.А. Коменский - чешский педагог (17 в.) - предлагал обучать детей 4-6 лет считать в пределах 20, сравнивать числа, применять меры измерения и знакомить детей с геометрическими фигурами [5, с. 203];
  • И.Г. Песталоцци - выдающийся швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения (18 в.) - предлагал учить счету конкретных предметов, осознавать арифметические действия [3, с. 69]; 
  • Л. Толстой (в 19 веке) выпустил «Азбуку», в которой в разделе "Счёт" рекомендовал учить детей считать вперед и назад в пределах 100 и знакомить с цифрами, обучение предлагал осуществлять через игру [8, с. 42];
  • М. Монтессори (конец 19 - нач. 20 вв.) предложила специальный дидактический материал, с помощью которого формировалось представление о числах в пределах 1000, о цифрах, геометрических фигурах, величинах [7, с. 115];
  • В.А. Клейниц  изложила содержание и методы математического материала в форме бесед, игр, упражнений. В книге присутствуют все разделы современной программы [9, с. 82].

Традиционными направлениями по формированию элементарных математических представлений являются: 

  • Величина – представления о величинах, их измерении и сравнении, (длина, ширина, высота, толщина, и т.д.). 
  • Форма – представления о форме предмета, геометрические фигуры (объемные и плоские), их свойства и отношения. 
  • Количество и счёт – представления о числе, множестве, счете, арифметические действия, задачи. 
  • Ориентировка в пространстве – ориентироваться относительно себя, относительно другого лица, относительно предметов, а так же ориентироваться на листе бумаги, на плоскости. 
  • Ориентировка во времени – ориентироваться во временах года, месяцах, днях недели, частях суток, а также развитие «чувства времени» [1, с. 17]. 

В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, для развития познавательных способностей и интересов, Рязанова Ж.Е использует такие методы как  установление причинно-следственных связей (анализ); сравнение; конструирование и моделирование; решение логических задач; экспериментирование; метод вопросов [6, с. 11]. 

Колесникова Е.В. считает, что формирование элементарных математических представлений осуществляется в разных видах образовательной деятельности, например: 

  • в музыкальной – при освоении ритма танца; 
  • в физкультурной – при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию; 
  • в изобразительной – математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), и т.д. [4, с. 32]. 

Основным и ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Рассмотрим подход формирования элементарных математических представлений через игровую деятельность. Именно развивающие игры осуществляют немаловажную роль в процессе формирования познавательного интереса. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Дошкольников повседневно окружают игры, которые способствуют развитию, стимулируют познавательный интерес. Классификация игр дошкольников (по С.Л. Новоселовой): 

  • сюжетно-ролевые; 
  • театрализованные; 
  • подвижные; 
  • дидактические. 

Дидактическую игру включают как одно из основных средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентирование в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление [2, с. 94]

Для дидактической игры характерно наличие познавательного, занимательного, состязательного моментов, что обусловлено ее структурными компонентами: 

  • дидактической (обучающей) и воспитывающей задачами, реально значимых только для воспитателя;
  • игровой задачей, которая ставится перед детьми и решается ими;
  • игровыми правилами и игровыми действиями, результатом.

На базе МБДОУ Ташлинский ДС «Солнышко» мы провели диагностику уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в исследовании участвовали 10 детей.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Начальным этапом работы стало проведение констатирующей диагностики в контрольной группе, с целью определения уровня сформированности математических представлений каждого ребенка. Диагностика осуществлялась с помощью методики «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, раздел «Формирование элементарных математических понятий», с инструментарием к ней. В результате  констатирующего исследования в экспериментальной группе детей, получены следующие результаты: высокий уровень сформированности математических представлений у 3 детей, средний уровень у 5 детей, низкий уровень - у 2 детей.

Далее было организовано проведение дидактических игр с детьми экспериментальной группы, в течение всего исследовательского периода. Игры проводились систематически, со всей группой, подгруппой и индивидуально. По мере освоения их детьми, они усложнялись. Каждая игра проводилась неоднократно, что способствовало закреплению различных математических представлений. Дидактические игры потребовали от детей усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса. Но при этом дети не видели, что их чему-то обучают, они незаметно для себя, в процессе игры, считали, сравнивали, сопоставляли, более того – решали разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Они вызвали у детей интерес и большой заряд положительных эмоций. Все это позволило максимально активизировать познавательный интерес к математическим знаниям.

На третьем этапе - контрольного исследовании, осуществили повторную диагностику с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе, для выявления уровня сформированности математических представлений каждого ребенка, после реализации комплекса дидактических игр в экспериментальной группе.

По результатам контрольного исследования, высокий уровень сформированности математических представлений был определен у 6 детей, средний - у 3 детей, а низкий - у одного ребенка.

Проведя сравнительный анализ полученных данных на начало и завершения исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошли положительные изменения в математических знаниях.

Итак, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования дидактических игр, можно сделать вывод: 

  • использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности, способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, а это подтверждает нашу гипотезу; 
  • в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО, воспитателям необходимо использовать наиболее интересные формы работы, которые будут способствовать формированию элементарных математических представлений; 
  • дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. 

Практические рекомендации: 

  • Продолжить дальнейшую работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры. 
  • Постоянно пополнять комплекс дидактических игр. 
  • В методическую копилку ДОУ, создать картотеку дидактических игр в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, для всех возрастов дошкольного образования. 
  • Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. 

Таким образом, развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, являются неотъемлемой частью учебной деятельности. Они способствуют развитию интеллектуальных, творческих и математических способностей ребенка, а также являются средством воспитания, как для ребенка, так и для взрослого. Большое внимание уделяют формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, которое постигается через игру. Работу над данной проблемой в старшей группе эффективнее проводить на занятиях по математике и по познанию окружающего мира с применением наглядного материала и создания игровых ситуаций, побуждающих детей использовать знания и умения в практической деятельности.

 

Литература:

  1. Белкина В. Н Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4.
  2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
  3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003.
  4. Колесникова Е. В. Математические ступеньки: программа развития математических представлений у дошкольников. М.: Сфера, 2015.
  5. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989.
  6. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 12. URL: http://school2100.com/upload/iblock/0b7/Mikerina.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
  7. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Астрель; АСТ, 2005.
  8. Полевой П.Н. «Азбука» графа Л. Н. Толстого // Санкт-Петербургские ведомости. 1872. № 330.
  9. Южанина Т. М. Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников в современных условиях. М., 2014.