Культура поведения в конфликте – как её формировать: консультация для родителей

Смагина Ольга Николаевна
Евсеева Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат №113,  г. Самара
Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат №113,  г. Самара

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зубарева М.П., Евсеева Т.И. Культура поведения в конфликте – как её формировать: консультация для родителей // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 629382


 

Основополагающее значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки общения. К сожалению, их формированию уделяется недостаточно внимания. В результате наблюдаются увеличение числа межличностных конфликтов в системе «учение – ученик», нарастание их остроты и усугубление негативных последствий.

Выделяют шесть уровней конфликтности старших обучающихся.

1. Элементарный уровень конфликтности: отсутствие у старшеклассника каких – либо знаний о конфликте и способах взаимодействия в нём. Для обучающегося конфликт – это ссора, порождающая отчуждение, противоборство, а во многих случаях разрыв отношений и вражда. Он не считает нужным анализировать причины конфликта и его последствия, не контролирует свои эмоции, не проявляет сочувствие к оппоненту, подавленное состояние одноклассника вызывает удовлетворение. Он не способен рефлексировать собственные поступки, самоконтроль и самокритичность отсутствуют. Обучающийся не хочет и не умеет переоценивать свою систему ценностей.

2. Формальный уровень конфликтности: обучающийся имеет некоторые знания о природе конфликта, его видах, возможных причинах и способах разрешения, но эти знания носят формальный характер. Возможность сохранения отношений после конфликта представляется маловероятной. Обучающийся излишне критичен и насмешлив в отношении оппонента. Испытывает желание быть признанным и оцененным окружающими. Способность рефлексировать собственные действия у него слаборазвита. Вовлекает в конфликт других учеников.

3.Конформный уровень конфликтности: наличие у старшеклассника системных знаний о природе конфликта, его возможных причинах и способах разрешения, но он их не применяет на практике, сознательно отдавая предпочтение безоговорочным уступкам или компромиссу. Школьник не пытается критически осмыслить сложившуюся ситуацию в конфликтном взаимодействии. Страх и неуверенность в себе сопутствуют развитию конфликта, вызывая чувство психологического дискомфорта. Ученик сознательно отказывается от выбора поступка по внутреннему убеждению и избегает риска, связанного с принятием решения.

4. Уровень соблюдения нейтралитета: старшеклассник имеет систему представлений о природе конфликта, его возможных причинах и способах конструктивного решения. Однако эти знания не побуждают его к позитивному разрешению конфликтов – он предпочитает нейтралитет. Испытывает неуверенность в себе, страх и как следствие – желание во что бы то ни стало выйти из конфликта. Школьник пассивно принимает нормы поведения, навязываемые другими. Он стремиться к достижению личной автономии, даже в ущерб собственным интересам, и не использует приобретённый в конфликте опыт.

5. Достаточный уровень конфликтности: обучающийся обладает целостной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах его разрешения. Он осознаёт необходимость умения находить и применять конструктивные способы разрешения конфликта. Ученика отличает развитая эмпатия, он ориентирован на установление позитивных эмоциональных связей. Обучающийся использует имеющиеся знания для прогнозирования, предупреждения и успешного разрешения конфликтов. В поисках конструктивных решений он занимает активную позицию. Рефлексирует чувства и установки оппонента, стараясь не допускать эскалации напряжённости и постконфликтного противостояния. При благоприятном разрешении конфликта испытывает положительные эмоции и впоследствии успешно использует приобретённый опыт.

6. Оптимальный уровень конфликтности: это отличительная черта обучающегося со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения. Эти знания помогают не только успешно разрешать межличностные конфликты и анализировать их последствия, но и предупреждать их. Он рассматривает конфликт как возможность для саморазвития и развития коллектива. Чувство собственного достоинства и способность уважать оппонента обеспечивают благоприятное эмоциональное состояние во время конструктивного разрешения конфликта. Обучающийся стремиться к цивилизованному взаимодействию в конфликте. Он создаёт и поддерживает атмосферу партнёрства, рефлексируя установки и чувства оппонента. Он становится способным противостоять чужому влиянию, отстаивать свои интересы и, не унижая оппонента, сознательно избегать постконфликтного противостояния (формируется конфликтная компетентность). 

Работа по формированию конфликтной компетентности может осуществляться с помощью различных методов и форм воспитания, в том числе и конфликтологических тренингов. В настоящее время российскими учёными – А.С. Прутченковым, А Г. Лидерс, Т.Г.Усольцевой – описаны теоретические исследования и методики разнообразных тренингов (умение предупреждать и разрешать конфликты). Например:

«Психолог и клиент» 

Цели: воспитание уважения к личности другого человека и развитие навыков конструктивной критики.

Обучающиеся разбиваются на пары так, чтобы в одной паре оказались «звезда» и «малопопулярный» или «отвергаемый» старшеклассник либо старшеклассники, испытывающие взаимную неприязнь, либо ученик, испытывающий безответную симпатию к своему партнёру. В каждой паре один из участников исполняет роль психолога, а другой – клиента. Задача психолога заключается в том, чтобы тактично указать клиенту на отрицательные качества его характера, которые проявляются в реальной жизни, и дать корректную подсказку, как их можно исправить. После выполнения упражнения «клиенту» предлагается оценить степень корректности, проявленную «психологом», а также значение его замечаний. Затем участники меняются ролями.

«Другая душа»

Цели: формирование способности понимать других людей, выходить за рамки привычных эмоциональных реакций и осознавать причины, по которым окружающие тем или иным образом реагируют на определённые события.

Учащимся надо представить, что в их тело попала душа другого человека, например одноклассника. Юношам и девушкам предлагается выразить свою реакцию на те или иные события, происходящие в жизни, включая конфликты, с позиций этого человека. По завершении упражнения участники анализируют, чем нехарактерные для них реакции отличаются от привычных, чем они лучше или хуже.

«Второй шанс»

Цели: развитие самоконтроля и рефлексии собственных поступков, актуализация опыта, полученного в конфликте.

Ученикам предлагается вспомнить какой- либо конфликт, при разрешении которого они незаслуженно обидели своего оппонента, не сумели проконтролировать свои эмоции или просто подчинились чужой воле и не отстояли своих интересов. Затем они мысленно возвращаются в ту ситуацию и описывают способ, при помощи которого попытались бы разрешить этот конфликт, если бы им был дан второй шанс.

«Прогноз»

Цели: развитие осознания личной ответственности за исход конфликта.

В ходе выполнения этого упражнения каждому школьнику предлагается вытянуть листок с описанием межличностного конфликта, участником или наблюдателем которого он мог бы быть. Обучающийся должен спрогнозировать его развитие и последствия, если он:

  • полностью игнорирует мнение оппонента и подавляет его;
  • старается не замечать конфликт и всеми возможными способами пытается уйти от его разрешения;
  • принимает решение оппонента, не пытаясь критически осмыслить его;
  • принимает активное участие в разрешении конфликта и берёт на себя ответственность за его исход.

Анализируя тактики поведения в конфликте и последствия их применения, обучающиеся осознают необходимость сотрудничества, активного поиска различных решений той или иной ситуации, недопустимость «ухода» от конфликта или «подавления» своего оппонента.