Роль воспитателя в работе с детьми с ОВЗ

Зубарева Марина Петровна

Воспитатель, МАДОУ детский сад № 5, г. Балаково

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зубарева М.П. Роль воспитателя в работе с детьми с ОВЗ // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 629052


 

Опыт работы в группе для детей с нарушением зрения показывает, что в основном многие дети испытывают значительные трудности в усвоении программного материала. Эти трудности объясняются рядом причин и в первую очередь, сенсорной недостаточностью, обусловленной зрительными нарушениями. 

Кроме того, наблюдения показали, что у детей не сформированы такие важные качества личности, как самостоятельность, находчивость, сообразительность, они крайне неусидчивы. B связи быстрой зрительной утомляемостью, патология зрения, не позволяет им длительное время сосредоточивать внимание на предлагаемом материале. 

Учитывая отклонения, наряду с задачами по всестороннему развитию и воспитанию детей, включаются задачи по коррекции зрения. Работая на протяжении нескольких лет с детьми с нарушением зрения наблюдала следующие особенности:

  • Дошкольники с нарушением зрения не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2-3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны.
  • Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик изображен красным цветом).
  • Дети испытывают затруднения при выборе темы для рисования.
  • Проявляют «безшумньпй» стиль рисования – воспитанники не могут придумать название своему рисунку, не задают себе в процессе рисования вопросов, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге.
  • При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточна сила нажима нa карандаш, неравномерность закрашивания.

В работе с детьми с нарушением зрения я использую нетрадиционные способы изображения – нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Нетрадиционные способы рисования используются в нашем детском саду: клякс графия, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином и т.д.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием перед тем, что ничего не получится.

Он уверен, что получится и получится красиво. Новые подходы раскрепощают ребенка немного техники и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать не только кистью, но и пальцами, ладонью, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна важнейшая задача – готовить руку к письму.

Используя в работе нетрадиционные методы вижу, как возрастает художественно-творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Если педагог стремится развить ребенка как творческую личность, он должен вводить его в большое искусство. Считаю, что вводить детей в большое искусство следует как можно раньше, создавая, таким образом, предпосылки для дальнейшего самостоятельного его постижения.

Приобщаясь к искусству, дети постепенно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл.

Важно чтобы и сам педагог знал не только виды и жанры изобразительного искусства, но и различал техники и материалы, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры, также необходимо иметь представление о том, что разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребенка разные части руки (предплечья, кисти, пальцы). А этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть. Нужно принимать детей так, как будто они – потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Девизом к этому могут быть слова поэта Литвы Э. Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, a красота – ложь».

В своей работе по изобразительной деятельности ставятся следующие задачи:

  • развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценки и суждения.
  • Способствовать пониманию положительных и отрицательных эмоциональных состояний, которые проявляют окружающие ребенка люди.
  • Учить детей понимать искусство, обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице оно доставляет людям удовольствие.
  • Знакомить детей c разными видами и жанрами изобразительного
  • искусства.
  • Развивать творческую активность, чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета. 

Искусство играет важную роль в духовном развитии ребенка. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию я использую на занятиях с детьми нетрадиционные техники изображения, учитывая их высокую коррекционную значимость.

В работе с детьми рисованием с использованием нетрадиционных техник изображения решаем общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

  1. Учим детей видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет.
  2. Знакомим детей с нетрадиционными техниками изображения.
  3. Учим планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, определять последовательность действий.
  4. Развиваем творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную, устную речь.
  5. Воспитываем устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе.
  6. Учим адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

Коррекционно-педагогическая работа проводится на занятиях рисованием и состоит из трех этапов.

Первый этап – знакомим детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками под музыку. В начале детям показываем работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываем о нем, показываем способ выполнения, просим рассказать о последовательности производимых действий. Далее детям предлагается повторить данный способ на практике. Данными техниками дошкольники могут создавать как предметные, так и сюжетные, рисунки.

Второй этап. Обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Знакомим детей с такими видами техники рисования, как рисование мыльными пузырями, пеной, кляксами, ребром картона и др. на занятиях учим детей сравнивать различные виды техники рисования.

Третий этап. На занятиях по изобразительной деятельности используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. Эти задания достаточно сложны. В начале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4 человек. Для коллективных работ используем такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками, рисование по кругу.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности.

Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи – формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками – происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, осуществление отбора персонажей будущего рисунка.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах И их использовании, материалах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.

Дети узнали, что рисовать можно не только красками и карандашами, но и подкрашенной пеной, свечой, клеем. Начали рисовать предметы руками, подручными средствами (нитками, трубочками).

Дети начали задавать вопросы педагогу, друг другу, что обогащает и активизирует словарный запас.

Как известно, дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, a это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, появлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения, последовательности производимых действий. Дети начали учиться планировать процесс рисования.

Работа c нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.

При работе с детьми обязательно осуществляется индивидуальный подход, учитывается их желание, интерес. Коллективная форма работы сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, происходит усвоение правил поведения.

Нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Рисование положительно влияет на центральную нервную систему, оказывая коррекционное воздействие на ребенка.

При проведении занятий по изобразительной деятельности непременно учитываем возраст детей, требования программы. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связываем с разделами программы воспитания и обучения детей, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи. Например, при прохождений тем: «Домашние животные», «Насекомые», «Рыбы» дети рисовали рыб ребром картона, бабочек техникой монотипия, котенка – печатанием бумагой, медведя – пеной. 

Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность мы читаем стихи, загадываем загадки, придумываем различные сюрпризные и игровые моменты. При проведении занятий прослушиваем музыкальные произведения.

Для предупреждения утомления, невнимательности, профилактики нарушений осанки в структуру занятия включаем физминутки, игры на развитие мелкой моторики, коррекционную гимнастику. Содержание физкультминуток также перекликается с темой занятия. Связь с трудовым обучение прослеживается в том, что дети подготавливают рабочее место для занятий, убирают материалы и оборудование после окончания работы.

У них формируются навыки самообслуживания, умение работать аккуратно.

В группе создаем необходимую развивающую среду, обогащаем детей знаниями и представлениями об окружающем мире, организуем и проводим различные мероприятия; экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы и т.п. И конечно контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятий. Очень важно поощрять деятельность детей.

Важной составляющей деятельностью при работе с детьми является организация работы с родителями. Проводим консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционных техник изображения для детей и родителей, привлекаем взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, и другим мероприятиям.

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей ребенка, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Занимаясь с ребенком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

  1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы.
  2. У него никогда не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.
  3. Сюжет рисунка никогда не должен подвергаться критике, a наоборот время от времени ребенка надо воодушевлять, чтобы он продолжал заниматься рисованием.
  4. Часто вешать детские рисунки, отобранные самими детьми на видном месте и попросить объяснять их.
  5. Предлагать детям рисовать все о чем они любят говорить, и говорить обо всем, что они любят рисовать.

Помните, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок» – утверждал В.А. Сухомлинский.