Понимание и поддержка одарённых детей старшего дошкольного возраста: рекомендации для родителей

Онисько Татьяна Юрьевна

Старший воспитатель, МАДОУ Детский сад № 274, г. Уфа

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Онисько Т.Ю. Понимание и поддержка одарённых детей старшего дошкольного возраста: рекомендации для родителей // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 629019


 

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа - одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись.

Смотреть и видеть не одно и то же. Воспитать глаз эстетически – это значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы.

Проводя кружок по изобразительной деятельности, я стремлюсь научить детей видеть красоту природы, ее поэтичность, мелодичность и передавать эти впечатления через рисунок, развивать художественные способности. Для того чтобы вызвать желание у детей рисовать, раскрывать свой талант, я составила план работы. Своими мыслями поделилась с родителями. Так была организована экскурсия в картинную галерею «Ижад». Дети были заинтересованы, увлечены. Под влиянием целенаправленного дополнительного обучения чувства детей обострились, они начали проникаться настроением художественных произведений. В результате этого в свих рисунках они научились передавать цветосочетания, ритм, необычность форм, построение глубины пейзажа. Чаще стали проявлять творчество, научились выбирать самостоятельно материалы и разные цветовые оттенки. Детское воображение создает определенные образы, которые ребенок получает через восприятие. Выразительность их зависит от увлечения темой, от интересов детей. Для развития эстетической восприимчивости пейзажей, давала детям домашние задания. Находить красоту в природе на улице. Родители стали помощниками в раскрытии талантов в творчестве у своих детей.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности. Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки. Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?». Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами. 

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей, педагогов в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком, родителями и педагогами — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру. 

 

Литература:

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей». Самара, 1994.
  2. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. М., 1997.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997.
  4. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. СПб.: Детство-Пресс, 2001.