Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Банщикова Марина Владимировна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №12" КГО " Солнышко", Свердловская обл. г. Камышлов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Банщикова М.В. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 627853


 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. 

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета в процессе изобразительной деятельности, «пройти под радугой». 

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. 

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активации интеллектуальной сферы ребенка. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. 

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности − детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает, ребенок осуществляет его самостоятельно. Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. 

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года − практически единственным способом познания мира. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи − к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.

 

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-пресс, 2009. 
  2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. М., 2003.
  3. Баранова Э.А. Познавательная активность «Почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? // СДО. 2011. №3. С. 78-84. 
  4. Беляева Т. Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста // Международный образовательный портал maam.ru. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-lyuboznatelnosti-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 16.03.2020).
  5. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 2006.  №3. С. 54–60. 
  6. Братухина А.И., Фалалеева О.В. Детское экспериментирование как огромный развивающий потенциал развития ребенка // Молодой ученый. 2019. №9.1. С. 20-23.
  7. Брежнева О.В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №2. С.12.
  8. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 1994. 
  9. Гурбаналиева М.Е. Проблемы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 2013. URL: http://scienceforum.ru/2013/article/2013006571 (дата обращения: 16.03.2020).
  10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Ок. 200 тыс. слов. В 4 т. / под ред. К.В. Виноградовой. М., 1994. Т. 2. 
  11. Ермакова Е.В. Презентация к уроку психологии на тему: «Одаренность в детском возрасте» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru 13.12.2017. URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/12/13/odarennost-v-detskom-vozraste (дата обращения: 16.03.2020).
  12. Жаркова М.И. Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства песка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru 20.01.2026. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/20/konspekt-nod-s-elementami-eksperimentirovaniya-v-podgotovitelnoy (дата обращения: 16.03.2020).
  13. Знаменщикова Н.В., Шинкарёва Н.А. Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2018. №2 (23). С.239-242. 
  14. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. С. 83-87. 
  15. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2016.
  16. Королева Л. Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста // Международный образовательный портал maam.ru 28.09.2016. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/pravila-bezopasnosti-pri-provedeni-yeksperimentalno-isledovatelskoi-dejatelnosti-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 16.03.2020).
  17. Лобова Т.Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя. М., 2001.