Ориентировка в пространстве «Ручку правую вперед, ножку левую назад»: конспект мастер-класса для родителей по ФЭМП

Мелентьева Ольга Владимировна
Миннахматова Светлана Петровна

Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск 
Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мелентьева О.В., Миннахматова С.П. Ориентировка в пространстве «Ручку правую вперед, ножку левую назад»: конспект мастер-класса для родителей по ФЭМП // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 611052


 

Цель: повышение компетентности родителей по формированию элементарных математических представлений у дошкольников посредством ознакомления с развивающими играми, материалами и пособиями.

Задачи:

  1. Формировать пространственное представление о правой и левой руке; систематизировать понятие о пространственном отношении в целом «вверху – внизу», «спереди – сзади», «справа – слева»; развивать умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  2. Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к совместной, досуговой деятельности с детьми.

Материал: интерактивная доска, презентация «Где лево, где право?», Д\и «Котята разбежались», ленты на руку детям, математические наборы, Д\и «Ручку правую вперед, ножку левую назад», мяч, 

Участники мастер класса: дети 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.

Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, памятки, подготовка для родителей красочного приглашения с указанием темы мастер-класса; подбор литературы теме; подготовка атрибутов для игр.

Планируемые результаты: у родителей воспитанников сформировано представление о пространственном ориентировании детей, предложены способы и игры для систематизации понятий о пространственном отношении в целом, получен положительный эмоциональный отклик.

Место проведения: групповая комната

Тип деятельности: познавательный, развивающий

Форма проведения: мастер - класс

Продолжительность: 40 -50 мин

Проблема: познакомить родителей и детей со способами и играми для закрепления знаний и умений пространственного ориентирования.

 

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях! Спасибо, что нашли время и пришли к нам. Наша сегодняшняя встреча необычна. Во-первых, помогать нам будут ваши дети; во-вторых, это не собрание, не консультация, а мастер-класс.

Что такое мастер-класс? На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. Это возможность совместной деятельности родителей и детей. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Итак начнем. 

1. Презентация «Где лево, где право?»

Цель: Формирование представления у родителей этапов обучения пространственному ориентированию. 

2. Игра «Ручку правую вперед, ножку левую назад»

Цель: систематизировать понятие о пространственных отношениях в целом «справа – слева». Развивать умение детей ориентироваться в пространстве.

Ход: 

На полу перед детьми раскладываются макеты следов рук и ног, дети передвигаясь называют сторону, например: «Правая рука, правая нога, левая рука, левая нога».

3. Ориентировка относительно себя М\п игра «Кто где?»

Цель: формирование умения ориентироваться относительно себя (справа – слева).

Ход: 

Ведущий встает в центр круга и бросает мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Кто справа от тебя?» Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

4. Игра «Котята разбежались»

Цель: Закрепление умения оценивать расположение предмета на плоскости. 

Материал: интерактивная доска. 

Ход игры. 

На доске размещены фигурки 3 котят разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Серый котёнок сидит в правом углу на стуле, а рыжий слева на диване» и так далее.

5. Без веселых детских стихов и песен вам тоже не обойтись. Есть немало замечательных стихотворений, которые можно использовать как веселые и полезные упражнения. Например, вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист

Аист, аист длинноногий, 

Покажи домой дорогу! 

Топай правою ногой, 

Топай левою ногой, 

Снова – правою ногой, 

Снова – левою ногой,

 После – правою ногой, 

После – левою ногой. 

Вот тогда придешь домой! (И. Токмакова) 

 

...Стоял ученик на развилке дорог. 

Где право, где лево, понять он не мог. 

Но вдруг ученик в голове почесал 

Той самой рукою, которой писал. 

И мячик кидал, и страницы листал. 

И ложку держал, и полы подметал. 

«Победа!» – раздался ликующий крик. 

Где право, где лево, узнал ученик. (В. Берестов «Где право, где лево») 

 

6. Ориентировка на ограниченной плоскости Игра «Геометрический диктант».

Цель: Формирование умения ориентироваться на плоскости и выполнять инструкцию воспитателя.

Ход: 

Перед детьми лежи лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель дает инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например: красный квадрат положите в левый верхний угол и т.д. после выполнения задания дети проверяют правильность выполнения.

7. Танец «Буги Вуги».

Цель: Получение положительного эмоционального отклика, закрепление пространственного представления о правой и левой стороне.

Подведение итога:

Вот вы и узнали, все этапы в процессе обучения ребенка пространственному ориентированию. Узнали ли Вы для себя, что – то новое?

Что дала вам сегодняшняя встреча, о чем заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания.

Нужны ли такие мастер-классы?

В завершении нашей встречи хотелось бы пожелать всем родителям успехов в воспитании своего ребенка. Обязательно находить свободную минутку для общения со своим ребенком. Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку! Ведь очень интересно познавать, что-то новое вместе. Благодарим всех за внимание!