Использование проектной деятельности в процессе сопровождения детей с ОВЗ (методическая разработка)

Кириенко Вита Сергеевна
Котова Ольга Васильевна

Педагог-психолог, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожска, Ленинградская область
Учитель-логопед, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожска, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кириенко В.С., Котова О.В. Использование проектной деятельности в процессе сопровождения детей с ОВЗ (методическая разработка) / разработ. В.С. Кириенко, О.В. Котова, Н.А. Кириенко, О.В. Подобина, Е.В. Сапьян, И.К. Земцовская // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 610916


 ПРИЛОЖЕНИЕ:  Ход проекта


 

Актуальность направления

Проектная деятельность по своей сущности нацелена на формирование и коррекцию способностей, обладая которыми, ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательно - образовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.

Наша творческая группа в составе: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, работает с детьми, имеющими нарушения в развитии (ранний детский аутизм, нарушения зрения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, генетические нарушения, задержка психического развития). Для этих детей очень важно быть нужными, принятыми, быть самостоятельными, а значит и уверенными в своих силах. Для этого им предстоит научиться взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками: умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на множество вопросов, научиться называть предметы, обозначать действия, ориентироваться в пространстве, объяснять свои желания и потребности, понимать инструкции. Формирование этих умений гораздо эффективнее происходит при включении детей в проектную деятельность, в ходе которой развиваются коммуникативные навыки и корректируется эмоционально-волевая, познавательная и речевая сфера детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства. Коллективная творческая деятельность побуждает к интересной, познавательной и радостной работе. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свой неповторимый вклад в общее дело.

Проектная деятельность, поддерживает детскую познавательную инициативу, но на пути становления этой деятельности существуют определенные трудности. Социальная действительность является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. 

Процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанную от педагога информацию. Ребенку достаточно повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не своё мышление.Проблема заключается в том, что подобные принципы не задействуют, по мнению Л.С. Выготского, «зону ближайшего развития» ребенка, а значит, не решают задачи развития способностей дошкольников.

Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписываться в существующую систему норм и правил. Возникает вопрос: как поддержать, развить и сохранить детскую активность и инициативу в условиях нормативной ситуации? Разрешить эту проблему помогает проектная деятельность, как одна из эффективных форм детской деятельности.

Метод проектов реализуется, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей и родителей путем поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. 

Предлагаем вашему вниманию один из проектов, реализованных в рамках проектной деятельности. Этот проект был разработан специально для воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

 

«Художественная литература, как средство коррекции

нарушений у детей с ЗПР»

Паспорт проекта

 

Название проекта

«Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»

Руководитель проекта

Учитель-дефектолог: Н.А. Кириенко

Учитель-логопед: О.В. Подобина

Учитель-логопед: О.В.Котова

Педагог-психолог: В.С. Кириенко

Воспитательи Е.В. Сапьян, И.К. Земцовская

Консультанты 

(если они есть)

Зам.заведующего: И.И. Козлова

Музыкальный руководитель: Т.Ю. Лебедева

Состав и возраст проектной группы

Дети разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (от 4 до 7 лет).

Срок реализации.

Долгосрочный

Типология 

проекта

Социальный

Направленность

Коррекционная работа

0бразовательные программы, в рамках которых проводится проект

  • Программа «Подготовка к школе детей с ЗПР». Под общей редакцией Шевченко С.Г. 
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веркасы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. 
  • Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Под общей редакцией Крюковой С.
  • Программа «Коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Под общей редакцией Нищевой Н.В.

Образовательные области

  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Актуальность

Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей – это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Художественная литература – лучший друг педагога, т.к. используя художественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме, мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент - интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях.

В начале учебного года был проведён диагностический опрос детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. (см. опросник педагога-психолога).

Опираясь на результаты данного опроса, мы сделали вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к литературе, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. У детей недостаточно развито чувство эмпатии. Следовательно, роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям. Поэтому педагогическим коллективом нашего ДОУ в составе:

  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед
  • Педагог психолог
  • Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

было решено разработать долгосрочный проект на базе группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР №8 «Радуга», а также их родителей по теме: «Художественная литература, как средство коррекции нарушений развития детей с ЗПР».

Цель проекта

Развивать интерес к художественной литературе, как средству развития социализации и коммуникации; способствовать раскрытию творческого потенциала детей; формировать важность совместного творчества педагогов, детей и их родителей.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и интерес к книге.

Обучающие:

  • Формировать познавательную деятельность детей через художественную литературу.
  • Учить участвовать в играх-драматизациях, театрализованных играх, передавать сюжет различных произведений, действовать в коллективе придерживаясь, правил игры, выполнять взятую на себя роль.

Развивающие:

  • Развивать практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку.
  • Развивать все стороны речи: расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь, отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.

Коррекционные задачи:

Формировать умение слушать различные произведения, концентрировать внимание, развивать его произвольность, анализировать, устанавливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их поступки.

Этапы

I этап-подготовительный

II этап-основной

III этап- итоговый

Характеристика деятельности участников

Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители.

Характеристика деятельности участников в рамках проекта

  • Учитель-дефектолог: Ознакомление с художественной литературой. Формирование познавательной активности детей через художественную литературу.
  • Учитель-логопед: Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи детей через художественную литературу.
  • Педагог-психолог: Ознакомление с художественной литературой. Развитие эмоционально-волевой сферы через художественную литературу.
  • Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: Ознакомление с художественной литературой. Развивать творческих способностей детей, формирование практических навыков рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку.
  • Родители: Ознакомление с художественной литературой. Участие совместно с детьми в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, развлечениях и.т.д.).
  • Воспитанники: Участие в совместной деятельности с педагогами и родителями.

Рабочее планирование проекта

1 этап - подготовительный:

Педагоги: Определяются с темой, вызывают интерес у детей к художественной литературе, составляют план проекта, знакомят родителей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, дополнительный материал. Ведут работу группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР № 8 «Радуга» в Контакте: постоянное обновление странички, консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через художественную литературу как в ДОУ, так и в семье. Подбор материала для всестороннего развития детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала). 

Родители: Анкетирование; знакомство с темой проекта. 

 

Рабочее планирование проекта

2 этап - основной:

Педагоги: Работа группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР №8 «Радуга» в Контакте. Постоянное обновление странички: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через сказку как в ДОУ, так и в семье. Подборка фото, аудио и видеоматериала. 

Продолжить: 

  • Знакомство с различными сказками, писателями и поэтами. 
  • Закрепление и активизация речевого материала.
  • Проведение различных мероприятий: выставки детских работ, выставки творческих работ совместно с родителями.
  • Знакомство детей с играми различной направленности: по сюжетам художественных произведений, игры с элементами психогимнастики, речевые игры, логические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, конструктивные игры.
  • Знакомство с творчеством художников детской книги.
  • Викторины, мультимедийные презентации и.т.д.

Родители: 

  • Участие в совместной работе специалистов ДОУ и семьи направленной на своевременную помощь детям с ЗПР через сказку.
  • Использовать дома развивающий материал предлагаемый специалистами и следовать их советам и рекомендациям. 
  • Участие в мероприятиях совместно с детьми предлагаемые педагогами ДОУ.
  • Изготовление декораций, костюмов.

Рабочее планирование проекта

3 этап - итоговый:

  • Создание совместно с родителями тематического альбома: «Бал сказочных героев».
  • Театрализованная - музыкальная постановка по сюжетам сказок: «Путешествие на воздушном шаре».
  • Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации, аудиозаписи, фильмотека). 
  • Разработка интегрированных и тематических конспектов по теме: «В гостях у книги».
  • Подборка иллюстративного материала художников детской книги. 
  • Картотека материала на развитие графо-моторных навыков по художественным произведениям.
  • Картотека логических игр и упражнений на основе художественных произведений.
  • Картотека речевых игр и упражнений на основе художественных произведений.
  • Подборка игровых занятий и упражнений с элементами психогимнастики на основе художественных произведений.

Необходимое оборудование

Художественные произведения, природный и бросовый материал, наглядно-методические пособия.

Презентация итогов проекта

  • «Взаимодействие специалистов ДОУ с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
  • «В гостях у сказки»

Предполагаемые итоговые продукты проекта 

(портфолио проекта)

  • Тематический альбом: «Бал сказочных героев» совместно с родителями.
  • Выставки работ детей.
  • Творческие выставки работ детей совместно с родителями.
  • Театрализованная - музыкальная постановка по сюжетам сказок: «Путешествие на воздушном шаре».
  • Создание библиотеки «Моя любимая книга».
  • Создание библиотеки книг – самоделок.
  • Пополнение развивающей среды группы.

 

Ожидаемые результаты по областям интеграции

  • Социально-коммуникативное развитие: активизировать систему работы с родителями по формированию и развитию у детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интереса к книге и различным литературным произведениям; повышение уровня навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Познавательное развитие: сформировать умение слушать различные произведения, концентрировать внимание, развить его произвольность, анализировать, устанавливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их поступки.
  • Речевое развитие: развить все стороны речи: расширить и активизировать словарь, развить диалогическую и монологическую речь, уметь отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.
  • Художественно-эстетическое развитие: развить практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку; достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях;
  • Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического развития.