Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественному чтению

Гребенюк Ольга Витальевна
Полторабатько Нина Стефановна
Дутова Ольга Владимировна

Старший воспитатель, МБДОУ детский сад № 11, Алексеевка
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 11, Алексеевка
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 11, Алексеевка

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гребенюк О.В., Полторабатько Н.С., Дутова О.В. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественному чтению / О.В. Гребенюк, О.В. Дутова, Н.С. Полторабатько, И.А. Чепурченко // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 594097


 

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи лингвисты (К.Д. Ушинский, А.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.И. Айдарова и др.)

Первоосновой воспитания, называют детскую литературу, И Токмакова.

По словам В.А. Сухомлинского «чтение книг» – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель, находит путь к сердцу ребенка.

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка общеизвестно. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм языка.

К сожалению, нельзя отметить снижение интереса к чтению у детей. Войдя в 3 тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общественных источников.

Согласно результатам исследования среди дошкольников, рейтинг чтения книг занимает лишь 5 место среди других интересов ребенка и формы занятости.  

Так 1 место занимают компьютерные игры;

2 место — просмотр телепередач и видеофильмов;

3 место — сюжетно-ролевые игры со сверстниками;

4 место — использование игровых приставок;

Из опыта работы, хотим сказать, детям перестали читать, а значит страдает грамотность и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание.

Как показывает практика далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать сказку или концовку к ней, сочинить простой рассказ. Некоторые дети даже не могут понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Несомненно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение и служат прекрасным воспитательным средством. Как же помочь юному читателю? Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведений.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходится начинать только в детском саду, т.к. не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения ребенка.

Ведь интерес к книге у ребенка проявляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке, начинает возникать интерес к тексту. Таким образом, постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном возрасте.

Задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

С этой целью, в нашем ДОУ проводится ряд мероприятий:

  • В каждой группе, оформлены книжные уголки (согласно возрасту детей);
  • Проводятся тематические выставки книг (книги обновляются в соответствии с тематикой (неделя русской сказки; рассказов о животных; неделя поэзии; что мы знаем о войне?);
  • Организация выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений;
  • Изготовление книжек-малышек (совместно с родителями);
  • Организация мини-библиотек в раздевалке «Обменяйся книгой»;
  • Посещение библиотеки;
  • Стало традицией ежегодное проведение «Книжной недели». Дети принимают участие в спектаклях, показе кукольных, настольных театров;
  • Проведение конкурса чтецов (победители награждаются благодарственными письмами и дипломами победителя).

Таким образом, наша работа, нашла продолжения в организации мероприятий выходного дня «Выходной, выходной, все родители со мной»

Это поход в кинотеатр, библиотеки (многие дети и родители с удовольствием посещают библиотеки, музеи).

 

Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Доронова Т.Н. Доронов С.Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. М.: Воспитание дошкольника, 2007.
  3. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  4. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких. М.: Линка-Пресс, 2009.