Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности

Короткова Надежда Владимировна
Кузнецова Мария Владимировна

Воспитатель, МДОБУ "Сертоловский ДСКВ №3", г. Сертолово
Воспитатель, МДОБУ "Сертоловский ДСКВ №3", г. Сертолово

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Короткова Н.В., Кузнецова М.В. Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 591484


 

Современное общество нуждается в уверенном человеке, который способен ориентироваться в любой жизненной ситуации, умеет находить решение в нестандартной ситуации и обладает гибким мышлением. Такие качества определяют показатели творческих способностей, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе. 

В Федеральном государственном стандарте ДОУ предполагается поддержка творческих способностей ребенка. Требуется выявить и раскрыть потенциал дошкольника, создать условия, развивающие его индивидуальные качества и способствующие обогащению опыта и роста личности [1]. Такие уникальные возможности можно найти в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Именно данная область, выступающая основой и важнейшим условием развития творческих способностей дошкольников, включает в себя практику изобразительной деятельности [2]. 

Исследования, предметом которых являются творческие способности и их развитие через овладение разнообразными продуктивными видами деятельности, свидетельствуют о том, что такие виды деятельности оказывают огромное влияние в становлении психического и личностного развития дошкольников. Развитие творческих способностей ребенка осуществляется в изобразительной деятельности, танцах, музыке и т. п. Дети фантазируют вслух, играют со звуком и словом. 

Отечественные ученые А.В. Запорожец и А.А. Венгер подчеркивали, что «к старшему дошкольному возрасту у детей уже накапливается разнообразный опыт художественно-творческой практики, формируется интерес к различным видам познавательной и практической деятельности. А также формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал» [3, с. 13].

Наиболее эффективным средством, развивающим творческие способности, многие педагоги считают изобразительную деятельность детей. Она выступает наиболее доступным для ребенка видом познания мира. Изобразительная деятельность является важным компонентом художественно-эстетического развития, специфической детской активностью, направленной на эстетическое освоение мира с помощью изобразительного искусства [4]. Детская изобразительная деятельность является сознательным отражением ребенком окружающей действительности через рисунок и другие виды продуктивной деятельности. 

По мнению ученого Э.П. Торренса, изучавшего развитие творческих способностей, изобразительная деятельность занимает особое место в развитии дошкольника. Он подчеркивал, что развитие ребенка имеет тесную связь с различными видами изобразительной деятельности. Для развития творческих способностей в дошкольном возрасте необходимо активное воздействие взрослых. Именно семья и педагоги способны развить творческий потенциал ребенка до школы. Э.П. Торренс считал, что основными показателями творческих способностей являются «гибкость и беглость мысли, оригинальность и любознательность» [5, с. 18]. 

Т.С. Комарова подчеркивала, что художественно-эстетическое развитие дошкольников идет от наглядно-чувственного впечатления до создания продукта при помощи изобразительных средств. В каждом ребенке с рождения заложен потенциал, который развивается только при благоприятных и комфортных педагогических условиях [6]. У детей хорошо развито интуитивное мышление, фантазия, креативность и творческое мышление. Важно правильно использовать потенциальные возможности, тем самым помочь развиться высокому уровню творческого потенциала. Из вышеперечисленного следует, что необходимо организовывать систему работы, учитывающую индивидуальные особенности и обеспечивающую их эффективность в развитии. Для этого необходимо диагностировать динамику и уровень развития каждого ребенка. 

На базе МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 3» Всеволожского района был проведен ряд диагностических методик на выявление уровня творческих способностей и особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников. В диагностический комплекс входили следующие методики: методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко; методики В. Синельниковой и В. Кудрявцева: диагностика универсальных творческих способностей для дошкольников «Облако в комнате»; методика «Сложи картинку»; методика «Помоги спасти мишку»; методика «Изучения особенностей изобразительной деятельности».

Результаты детей старшего дошкольного возраста показали, что некоторые компоненты творческих способностей недостаточно сформированы, в том числе уровень изобразительных умений и навыков находится на низком уровне, ввиду чего требуется проведение работы, ориентированной на повышение показателей творческих способностей (воображение, творческое мышление) детей через изобразительную деятельность. Полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной целенаправленной работы педагога в этом направлении. 

На основании полученных данных был разработан проект «Волшебная мастерская», включающий цикл занятий, целью которых является развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Реализация проекта будет эффективной, при соблюдении следующих условий:

  • создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС;
  • использование различных форм и методов в организации занятий по изобразительной деятельности;
  • использование различных нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Структура проекта включает три этапа:

1. Подготовительный этап.

Цель: формирование положительной мотивации для реализации проекта.

На подготовительном этапе велась следующая работа:

  • создание необходимых условий для реализации программы. Подбор художественной литературы, иллюстраций, материала для коллекций;
  • создание творческого уголка «Цветик-семицветик»;
  • оформление альбома «Картинная галерея художников»;
  • беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и картин, чтение художественной литературы (сказок);
  • формирование положительной мотивации для реализации проекта «Волшебная мастерская». Выставка детских работ. Знакомство детей с понятием «Изобразительное искусство»;
  • определение совместных целей и задач;
  • информация по программе на информационных стендах;
  • консультация для родителей о том, как организовать маршрут выходного дня.

2. Основной этап.

Основной этап состоит из трёх блоков:

  • Блок «Изобразительное искусство»

Цель: закрепить и углубить представления детей об изобразительном искусстве при помощи изобразительной деятельности.

  • Блок «Декоративное искусство»

Цель: формировать знания о декоративном искусстве при помощи изобразительной деятельности.

  • Блок «Мир дизайна»

Цель: формировать представления о понятии дизайна при помощи изобразительной деятельности.

В работе с детьми использовались разные виды искусства, были активно применены различные виды нетрадиционных техник:

  • техника рисования «пуантилизм», «монотипия», «волшебная печать»;
  • изображение аппликативного орнамента на вазе, создание коробки для карандашей при помощи аппликации;
  • изображение деталей восковыми мелками, а затем покрытие акварельными красками;
  • рисование узоров цветными карандашами;
  • украшение шкатулки пайетками, пуговицами и другими материалами.

3. Заключительный этап.

Цель: оценка и самооценка деятельности дошкольников в ходе реализации проекта.

Этап включал обработку и оформление материалов в формате альбома, выставки, творческого уголка, картинной галереи, создании коллективного коллажа; рефлексивную педагогическую оценку; анализ результативности проекта вместе с родителями и детьми; формирование дальнейших целей образовательной деятельности.

Объем: занятия рассчитаны на детей 5-6 лет, 9 занятий, продолжительность каждого 25-30 минут.

Продукты программы:

  • альбом «Картинная галерея художников»;
  • творческий уголок «Цветик-семицветик»;
  • оформление картинной галереи «Волшебный сад»;
  • создание коллективного коллажа «Дети - цветы жизни»;
  • выставка «Удивительный город». 

При отборе содержания занятий мы опиралась на потребности и интересы дошкольников, особый акцент мы уделяли созданию таких педагогических условий, которые будут способствовать становлению ребенка как субъекта своей деятельности. Поэтому результатом каждого занятия было создание творческого продукта. Достижению результата способствовала взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. Благодаря такой работе дети получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала. Ознакомление с видами изобразительного искусства идет в тесной связи с процессами продуктивной деятельности. Ребенок учится различать средства выразительности, используя их в своем творчестве. Это дает возможность не только вызывать у детей эмоциональный отклик, но и формировать и у них творческие способности. 

Развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по проекту «Волшебная мастерская» происходит через осуществление поддержки индивидуальности и инициативы детей, создание условий для свободного выбора того или иного вида изобразительной деятельности. Расширенные возможности для самовыражения в ходе реализации проекта эффективно способствуют развитию и активизации творческих способностей дошкольников, о чем свидетельствует качество создаваемых детьми продуктов. 

 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/.pdf. Дата обращения: 20.01.2020.
  2. Лыкова И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». М.: Цветной мир, 2019. 144с.
  3. Скворцов В.О. Интеллект+ креатив: развитие творческих способностей дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, 2009.219 с.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: Сфера, 2020. 128 с.
  5. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса: Методическое руководство. Иматон,1998. 170 с.
  6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогика, 2007. 144 с.