Технологическая карта проекта «Чудо-чашка»

Сирачова Лилия Дамировна
Семакова Жанна Владимировна

Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 169 "Лесная сказка", г. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 169 "Лесная сказка", г. Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сирачова Л.Д., Семакова Ж.В. Технологическая карта проекта «Чудо-чашка» // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 588388


 

Тематическое поле проекта

Углубление в тему «Посуда» в соответствии с тематическим планом по программе «Дошкольник 4-5 лет в детском саду», программа «Детство»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Цель проекта

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта; содействовать развитию представлений о чашке, ее отличительных признаках. Развитие эстетического восприятия

Задачи проекта

  • Обогатить и уточнить представление об истории возникновения чашки, ее внешних признаках, свойствах, видах, назначении
  • Обогатить словарный запас, развивать связную речь через составление описательных рассказов
  • Совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядные чашки (цвет, узор), украшать чашки по средствам изобразительной деятельности
  • Воспитывать бережное отношение к предметному миру, как к результату труда человека

Ресурсы

Иллюстрационный материал по теме «чайная посуда»

Альбомы, образцы с различными видами старинной русской посуды

Видеоматериал «Старинная русская посуда», ноутбук, проектор

Сундук с предметами старинного русского быта

Наличие материала для лепки, аппликации

Художественная литература, энциклопедии

Результат проекта

Оформление выставки «Чудесные чашки»

Результат

Дети знают и называют чайную посуду, ее внешние признаки, виды, свойства, предназначение. Владеют обобщающим понятием

Бережно относятся к предметному миру, как к результату человеческого труда, умеют работать в группе.

Приобрели эмоционально-познавательный интерес к миру.

 

Шаги проекта

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Поисковый

Создание проблемной ситуации с помощью персонажа (приход бабушки Матрены и загадывание загадки: «Сама не пью, а людей пою»

Обыгрывание проблемной ситуации (бабушка решила угостить всех чаем, а чашки все пропали)

Вопросы:

  • Для чего нужна чашка?
  • Из чего пить, если чашек нет?
  • Из чего пили древние люди?

Дети включаются в проблемную ситуацию, вживаются в нее, отвечают на вопросы, поставленные взрослым

Практический

Предлагает способы получения информации на тему «Как появилась чашка? Что было до чашки?»

Просмотр видеоматериал «Старинная русская посуда»

Цель: формировать у детей представление о том, какая посуда использовалась для питья на Руси в старину, из какого материала она была изготовлена, дать детям представление о древних родственниках чашки: ковше, роге, чарке, берестяном туесе

Дети обсуждают проблему, наблюдают, задают вопросы, обращаются за помощью к взрослому. Дети получают новую познавательную информацию, уточняют, комментируют, обмениваются полученной информацией

 

Внесение бабушкиного сундука со стариной посудой

Цель: предложить детям рассмотреть утварь, потрогать ее, полюбоваться

Дети рассматривают содержимое, трогают, любуются, предполагают для чего был нужен тот или иной предмет, из какого материала он сделан

 

НОД аппликация «Чашка с чаем для бабушки»

Цель: формировать умение детей вырезать горошки, украшать им силуэт чашки, располагая аппликацию в центре

Дети под руководством взрослого самостоятельно украшают силуэты готовых чашек. Помогают друг другу

 

Познавательное развитие «Из чего сделана чашка?»

Цель: обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают чашки в современном мире: глина, фарфор, стекло, железо, пластмасса

Под руководством взрослого определяют материал, из которого сделана та или иная чашка, ее внешних признаках и свойствах. Проводят опыт «Тонет-не тонет», где уточняют, что железо тяжелее пластмассы

 

Чтение сказки Толстого «Три медведя»

Цель: закреплять умение детей внимательно слушать произведение, выделять из общего текста описание разных по величине чашек.

Под руководством взрослого инсценируют сценку из сказки «кто хлебал из моей чашки?»

 

Экскурсия в гончарную мастерскую

Цель: познакомить детей с профессией гончара – мастера работы по глине, закреплять знания детей о глине, ее назначении, использовании. Формировать представление о пути, который проходит глина, попадая в мастерскую гончара, как становится произведением искусства

Дети наблюдают, познают, рассматривают окружающие предметы, трогают их. Обмениваются полученной информацией

 

Лепка из глины

«Чашка для бабушки»

Цель: формировать умение детей лепить чашку из глины, используя приемы раскатывания, сплющивания, примазывания, вытягивания

Дети лепят чашку из глины под руководством взрослого, обращаются за помощью и получают ее

 

Совместная деятельность с родителями «Украсим чашку для бабушки Матрены»

Цель: совместно с родителями расписать чашку из глины различными узорами и рассказать о ней

Вместе с родителями дома украшают свои чашки по своему желанию и усмотрению, составляют описательный рассказ о своей чудесной чашке

 

Дидактическая игра «Расставь посуду»

Цель: закрепление представлений о назначении чайной и столовой посуды, активизация словаря

Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды» Цель: закрепление названий предметов чайной посуды»

Дети играют, сервируют стол для чаепития, обеда

Презента-ционный

Вместе с детьми оформляет выставку «Чудесные чашки», распределяет работу по подгруппам, побуждает детей к деятельности, стимулирует интерес

Дети участвую в оформлении, презентуют продукт проекта – составляют описательный рассказ о своей чашке