Задачи:
1. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" (доминирующая):
- Продолжать учить организовывать игру на основе знаний, полученных из бесед, литературных произведений, просмотра мультфильмов.
- Воспитывать культуру деятельности в процессе игры.
- Способствовать сплочению детского коллектива.
2. "Речевое развитие"
- Закрепить знание детьми содержания сказки К. И. Чуковского "Доктор Айболит".
3. Образовательная область "Физическая культура":
- Развивать образные представления детей, эмоциональность, выразительность движений и мимики, воображение в принятии образа животного.
- Закреплять знания детей о правилах оказания первой помощи при ожоге, укусах, зубной боли.
4. Образовательная область "Познавательное развитие":
- Содействовать развитию диалогической речи.
- Продолжать расширять и обогащать словарь:
Предметный: названия животных (лиса, волк, орел, кит, заяц, собака, акула); названия медицинских принадлежностей и лекарств (градусник, зеленка, бинт, трубка, аптечка, мазь), горы, море, лес, ёлка, ёлки, волна, волны, звери, зверята.
Качественный: больной, хромой, бедные, быстрый, мохнатые, большой, высокая.
Глагольный: болит, оторвало, укусила, клюнула, забинтовать, смазать, положить, сложить, бушует, шумит, выбегают, ходит, встают, садись, спустились.
Предварительная работа:
- оформление уголка сказки (декорации "Африка")
- чтение сказки К.Чуковского "Айболит",
- просмотр мультфильма "Доктор Айболит",
- сюжетно-ролевая игра "Больница для птиц и зверей",
- дидактическая игра "Первая помощь",
- оформление книжки-раскраски "Доктор Айболит",
- изготовление поделок из бросового материала по мотивам сказки.
- оформление выставки "Открыта больница для птиц и зверей",
- игры-этюды "Представь себе", "Раз-два-три повернись и в кого-то превратись".
Оборудование, игровые материалы:
- демонстрационный материал: уголок сказки оформлен декорациями "Африка", игрушки мягкие, костюм доктора.
- раздаточный материал: детские костюмы доктора, медицинская сумка, медицинские - игрушечные принадлежности, картинки с изображением животных (лиса, собака, страус, заяц, бегемот),
Методы и приемы:
- сюрпризный момент;
- работа с иллюстрациями;
- дидактические игры;
- этюд;
- игровая ситуация;
- объяснение;
- показ движений;
- вопрос.
Работа с родителями:
- чтение сказки К. И. Чуковского "Айболит",
- просмотр мультфильма "Доктор Айболит",
- совместное оформление уголка сказок в группе,
- изготовление родителями костюма для куклы "Доктор Айболит".
Ход
Организационный момент.
Дети самостоятельно играют в различных уголках группы. Воспитатель и учитель-дефектолог предлагают детям поиграть в игру "Хо-хо-хо". Затем учитель-дефектолог приглашает подгруппу детей свой кабинет. Воспитатель обращает внимание остальных детей на телеграмму.
Воспитатель: Посмотрите дети, нам пришла телеграмма из Африки. Как вы думаете от кого она?
Дети: От доктора Айболита.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель обращает внимание на красный медицинский крест.
Воспитатель: Ребята вы правильно догадались, это телеграмма от доктора Айболита. Давайте её прочитаем: "Дорогие дети, помогите! Бедные звери заболели, Мне одному не справиться"
Воспитатель: Поможем доктору Айболиту?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Но сначала мы должны пройти школу юного доктора, согласны?
Дети: Да согласны.
Воспитатель: Тогда скорее отправляемся туда.
(дети вместе с воспитателем подходят к столу, где написано "Школа юного доктора")
Игра "Первая помощь"
Воспитатель: Посмотрите дети, кто нарисован на картинках?
Дети: Звери.
Воспитатель: Давайте их назовём.
Дети: лиса, собака, заяц, бегемот, страус, акула.
Воспитатель: Из какой сказки эти звери?
Дети: Это звери из сказки про доктора Айболита.
Воспитатель: Перед нами больные животные из сказки "Доктор Айболит". Дети выберите себе больного.
Дети выбирают себе по одной картинке.
Воспитатель: Катя назови своего больного, и что у него болит?
Катя: Это лиса, её укусила оса.
Воспитатель: как ты будешь её лечить?
Катя: Я уберу жало, заклею её пластырем.
Воспитатель: Правильно, Катя молодец.
Если ребенок затрудняется с ответом , предлагаю ему выбрать из двух вариантов:
(Ты смажешь ранку или промоешь водой? )
Воспитатель: Алиса кто твой больной? Что у него болит?
Алиса: Это Барбос, его курица клюнула в нос.
Воспитатель: Как можно ему помочь?
Алиса: Нужно промыть ранку и смазать её зеленкой.
Воспитатель: Хорошо, Алиса. Саша, скажи, кого ты выбрала? Что болит у твоего больного?
Саша: Это Зайчик. Ему оторвало лапки.
Воспитатель: Как ты ему поможешь?
Саша: Я пришью ему новые лапки.
Воспитатель: молодец Саша. А кто больной у Даши?
Даша: Это страус.
Воспитатель: Что у него болит?
Даша: У него болит горлышко.
Воспитатель: Даша, чем мы ему поможем?
Даша: Перевяжем ему горлышко, дадим теплой воды.
Воспитатель: Вероника кого выбрала ты?
Вероника: Я выбрала акулу.
Воспитатель: Чем больна твоя акула?
Вероника: У неё болят зубки.
Воспитатель: Что ты ей посоветуешь?
Вероника: Пополоскать рот теплой водой.
Воспитатель: Хорошо Вероника молодец.
Воспитатель подводит итог, говорит, что все справились с заданием, и вручает детям медали "Юный доктор".
Воспитатель: Ребята, что нужно доктору взять с собой в путь?
Дети: Медицинскую сумку, чемодан, аптечку.
Воспитатель: Правильно, поэтому мы отправляемся собирать свою медицинскую сумку. Вы готовы?
Дети: Да готовы.
Игра "Собери аптечку"
На столе разложены предметы, детям нужно выбрать из них медицинские принадлежности, которые нужны будут Доктору Айболиту, чтобы лечить зверей.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем доктор Айболит лечил зверей в сказке?
Дети: Шоколадом, ставил градусник, гоголем-моголем.
Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас соберите в нашу медицинскую сумку то, что нам может помочь лечить зверей.
Дети собирают медицинские принадлежности, воспитатель беседует с каждым ребенком о том, для чего нужны медицинские предметы.
Воспитатель: Давайте проверим и назовём, что вы сложили.
Дети: Градусники, бинты, зеленка, витамины, трубка, пластырь.
Воспитатель: Ребята, как можно всё это назвать, что это?
Дети: Медицинские принадлежности.
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает вопрос по-другому (Это медицинские принадлежности или посуда?).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились и с этим заданием. Наша аптечка собрана, мы отправляемся в путь. А как же мы доберемся до Африки?
Дети: Можно поплыть на корабле, полететь на самолёте.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто помогал доктору Айболиту попасть в Африку?
Дети: Доктору Айболиту попасть в Африку помогали волки, орел, кит.
Воспитатель: Представим, что Айболит очутился в лесу, покажите, какие растут в лесу ёлки.
Этюд "Айболит в пути"
Дети изображают ёлки, встают на носки, раскачиваются, шевелят пальчиками.
Воспитатель: "А в лицо Айболиту снег и град".
Дети изображают падающий снег и град.
Воспитатель: "И упал Айболит, и лежит на снегу,
Я дальше идти не могу"
Дети изображают, как Айболит упал и лежит.
Воспитатель: "И сейчас же к нему из-за ёлки выбегают мохнатые волки. Садись на меня Айболит верхом мы живо тебя довезем".
Дети бегут по кругу, изображая повадки волков.
Воспитатель: "Но вот перед ним море, бушует, шумит на просторе".
Дети берутся за руки, поднимают и опускают их, изображают волну .
Воспитатель: "Но тут выплывает кит: Садись на меня Айболит, и как большой пароход. Тебя повезу я вперёд!"
Дети ложатся на ковер и выполняют упражнение рыбка.
Воспитатель: "И горы встают перед ним на пути, он по горам начинает ползти".
Дети встают, вытягивают руки вверх, имитируя горы.
Воспитатель: "И сейчас же с высокой горы к нему спустились орлы: Садись Айболит верхом, мы живо тебя довезём"
Дети изображают полет птиц и останавливаются около Айболита (ребенок в медицинском колпаке).
Воспитатель: Давайте поздороваемся с доктором Айболитом.
Дети: Здравствуйте доктор Айболит. Мы тоже стали врачами и хотим Вам помочь.
Айболит: Здравствуйте, я так рад, что вы приехали мне на помощь.
Это больные, звери лесные,
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Воспитатель: Не переживайте, доктор Айболит, мы тебе поможем и постараемся вылечить всех больных.
Воспитатель предлагает продолжить игру самостоятельно. Дети берут игрушки в руки, гладят их. Спрашивают, что у них болит, ласково беседуют, начинают лечить.
Затем воспитатель предлагает "врачам" сделать перерыв в работе, потанцевать со своими пациентами под музыку "Чунга-чанга".