Дружеские отношения дошкольников складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми.
Избирательность в отношениях детей друг к другу намечается очень рано. Уже в двухлетнем возрасте ребенок начинает выражать предпочтение к другим детям тем, что одному ребенку он разрешит взять себя за руку в хороводе, на празднике, а другому - нет.
В младшем дошкольном возрасте избирательные отношения достигают высшей сложности. Ребенок 3-4 лет легче поделится игрушкой, конфетой со сверстником, если он выражает ему симпатию. Эмоциональная напряженность и конфликтность значительно выше, чем во взрослой дружбе. Череда эмоций в дружбе может меняться в очень короткие сроки. Они быстро ссорятся, через короткий промежуток времени снова мирятся, быстро обижаются, конфликтуют .
Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется избирательным отношением к сверстникам: с определенными детьми ребенок чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками. Но в группе детей нет длительных дружеских объединений, объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.
В среднем дошкольном возрасте у детей уже имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. У детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети могут мотивировать выбор друга, хотя подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты.
У детей старшего дошкольного возраста дружба происходит по-другому: посещая дошкольное учреждение, они объединяются в различные группы: при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое.
Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной деятельности. Ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения.
Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие "дружба" ("Это когда люди не ссорятся", "С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть", "Он всегда поможет, и я ему помогу").
Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценки окружающих становятся объектом чувств симпатии и антипатии к нему членов коллектива: "Мне Оля нравится, она всех жалеет, не обижает детей", "Коля хороший, он помогает детям и не дерется" и др.
Опыт показывает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость. Особенностью взаимоотношений детей в старшем дошкольном возрасте является то, что значимыми для них становятся те дети, с которыми они больше взаимодействуют – именно на их мнение и оценки они в большей степени ориентируются. Можно отметить также ограничение дружеских отношений у детей разного пола – дошкольники в основном дружат со сверстниками своего пола.
В группе дошкольников обнаруживается три типа межличностных отношений: собственно личностные, оценочные и зачатки деловых отношений. Собственно личностные отношения можно разделить на три типа: симпатия, безразличие и неприятие. По оценочному критерию отношения ребенка еще сложнее, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает (дети, наиболее авторитетные для него), и к сверстникам, которых оценивает низко.
В то же время психологи отмечают, что даже в старшем дошкольном возрасте причины выбора того или иного сверстника часто не всегда отчетливо осознаются, подлинные мотивы выбора товарища лежат в эмоциональной сфере ребенка. Преобладающие мотивы для детей и старших, и младших групп – общая положительная оценка сверстника ("он хороший"), указание на совместную (чаще всего игровую) деятельность, а также отсутствие отрицательных форм поведения ("не дерется", "не отбирает игрушки").
Т.А. Репина на основании результатов проведенных исследований делает вывод о том, что существует определенная устойчивость межличностных отношений дошкольников, имеются длительные привязанности детей. С одной стороны, это положительная тенденция, с другой – нередко устойчивые отношения сохраняются между старшими дошкольниками, которые не удовлетворяют друг друга по личностным качествам. Например, один ребенок доминирует над другим, подавляя его инициативу, не считаясь сего потребностями, а подавляемый продолжает поддерживать с "диктатором" дружеские отношения, что отрицательно сказывается на развитии его личности .
Важное значение в развитии дружеских отношений старших дошкольников имеет фактор сходства. Недаром дети лучше устанавливают дружеские отношения с теми, кто рядом живет, у кого вместе работают мамы и т.д. В дальнейшем, когда дети начинают замечать и оценивать личностные качества своих сверстников, положение несколько меняется, но фактор сходства продолжает действовать. Важнейшим условием построения дружеских отношений со сверстником является выражение личного отношения к нему в процессе общения. Если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего они подружатся.
К старшему дошкольному возрасту наблюдается тенденция выраженности потребности в общении, избирательности, расширения круга общения, интенсивности общения, его длительности и дифференциации в игровом общении между мальчиками и девочками. Психологи считают,что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования дружбы.
В группе детского сада – от младшей до старшей и подготовительной возрастает проявление коллективности в отношениях. Существует интересная возрастная закономерность: младшие дошкольники дружат с детьми, опираясь только на то, какие положительные качества он проявлял по отношению к ним; старшие дети отмечают качества дошкольника, в которых проявлялось отношение ко всем детям группы. То есть постепенно у детей функциональные связи превращаются в связи более высокого порядка. Особенности межличностных процессов (общения, взаимного оценивания и межличностных отношений в группах детского сада) позволяют сделать вывод об относительно высоком уровне этих процессов и о наличии первых зачатков дружеских отношений у детей дошкольного возраста, что проявляется в особо благоприятных условиях жизни и совместной деятельности в детском саду. Возрастная динамика дружеских отношений детей проявляется в увеличении содержательности, избирательности устойчивости отношений, потребности в общении
Таким образом, в основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.
Список литературы:
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1969. 366 с.
- Отношение между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. М.: Просвещение, 1978. 206 с.
- Реан А.А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский СПб.: Питер, 1999. 416 с.