Тип проекта: информационный, комплексный, групповой, краткосрочный.
Актуальность: из года в год увеличивается поток машин на дорогах, такая ситуация способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров.
На сегодняшний день практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому воспитанники встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории.
Таким образом, данная проблема, которая касается ребенка и улицы, ребенка и автомобиля приобретает все большую значимость.
Цель проекта: формирование и развитие у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта:
Образовательные: знакомить воспитанников с понятиями "улица", "дорога", "перекресток", "остановка общественного транспорта" и элементарными правилами поведения на улице. Уточнение знаний воспитанников о назначении светофора. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения. Знакомство со знаками дорожного движения "Пешеходный переход", "Остановка общественного транспорта".
Развивающие: развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Речевые: пополнение активного и пассивного словаря по данной теме, развитие монологической и диалогической форм речи.
Воспитательные: способствовать воспитанию культуры поведения на дорогах, в общественном транспорте.
Предполагаемые результаты:
- Обогащение предметно-развивающей среды по теме "Правила дорожного движения" в группе.
- Внедрение проектной деятельности в практику работы группы.
- Сформированность у воспитанников в соответствии с возрастом знаний и представлений по теме "Правила дорожного движения".
- Повышение заинтересованности родителей к проблеме обучения воспитанников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Данный этап включает в себя:
- Изучение и анализ уровня знаний и представлений воспитанников по данной теме.
- Подбор методической литературы.
- Подбор художественной литературы.
- Подбор иллюстраций.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
- Анкетирование родителей.
2 этап – содержательный.
На данном этапе организация работа по решению задач проходит через:
Форма работы | Тема | Задачи |
Беседа | "Правила дорожного движения" | Учить воспитанников правильно называть элементы дороги, познакомить с правилом движения по обочине дороги, закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения. |
Наблюдение | "Работа светофора" | Закрепить знания воспитанников о светофоре, формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора. Воспитывать внимательного пешехода. |
Беседа Рассматривание иллюстраций |
"Дорожные знаки" | Дать воспитанникам знания о дорожных знаках, научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. |
НОД Художественное творчество. Лепка | "Светофор" | Закрепить знания воспитанников о светофоре и его световых сигналах. Учить использовать знакомые приемы лепки. Воспитывать аккуратность, усидчивость. |
Беседа Рассматривание иллюстраций |
"Пешеходный переход" | Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах поведения на тротуаре, пешеходном переходе. Воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. |
Наблюдение | "Транспорт на нашей улице" | Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения. |
Наблюдение | "Пешеходы" | Сформировать у воспитанников представления о "тротуаре", "пешеходный переход", закреплять правила дисциплинированного поведения на дороге. |
НОД Художественное творчество. Аппликация | "Пешеходный переход" | Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах поведения на тротуаре, пешеходном переходе. Воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил дорожного движения. Закреплять приемы работы с ножницами. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем. |
Подвижные игры | "Воробушки и автомобиль", "Найди свой цвет", "Светофор" | Закрепление правил дорожного движения. Развитие физических качеств. |
Дидактические игры | "Найди свой цвет", "Собери светофор", "подбери знак", "Правильно – не правильно", "Узнай знак", "Будь внимательным", "Узнай по описанию" | Закрепление правил дорожного движения. Развитие внимания, памяти. |
Консультация для родителей | "Азбука безопасности". | Привлечь родителей к развитию у воспитанников необходимых умений и навыков для того, чтобы стать внимательным пешеходом. |
Чтение художественной литературы | Б. Житков "Светофор", В. Кожевников "Светофор", С. Михалков "Дядя Степа", "Моя улица", "Три чудесных цвета", О. Тарутин "Для чего нам светофор" | Закрепление правил дорожного движения. Формировать умение внимательно слушать, оценивать поступки героев. |
Сюжено-ролевые игры | "Шоферы", "Поездка на автобусе". | Закрепление правил дорожного движения. Формировать умения распределять роли, использовать в игре полученные знания. |
3 этап – итоговый.
Данный этап включает в себя организацию выставки детских работ, игру – викторину "Внимательный пешеход" с посвящением в пешеходы.
Полученные результаты. Обогащение предметно-развивающей среды произошло путем пополнения иллюстраций, дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, художественной литературы на данную тему.
Разработанный план работы с воспитанниками средней группы и их родителями по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты. У большинства воспитанников появилось правильное понимание значимости правил дорожного движения, появились такие качества, как осторожность, наблюдательность, дисциплинированность – эти личностные качества помогут воспитанникам быть внимательными пешеходами.
Список литературы:
- Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. М.: Детство - пресс, 2008.
- Дергунская В. А. Проектная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. М., 2005.
- Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3 – 7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.