Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, в том числе и для педагогических работников, и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Инновационная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов.
В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, является инновационным процессом, особенно сейчас с ФГОС (новыми государственными образовательными стандартами).
Введение новых образовательных стандартов требует от преподавателя улучшения качества образования, внедрения новых методов и форм обучения и воспитания подрастающего поколения и должно быть ориентировано на развитие технологий и способов воздействия на личность, и быть готовной к саморазвитию и самоопределению.
Таким образом, в деятельность образовательных учреждений начали вводиться новые элементы.
Для того чтобы правильно развивать свою деятельность, педагог должен свободно ориентироваться в понятиях "инновация", "новшество", "инноватика" "педагогическая инновация".
Инновация, нововведение — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Педагогическая инновация — это разновидность социальных инноваций. Это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
К инновационным технологиям обучения относят:
- интерактивные технологии обучения (обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, решать профессиональные ситуационные задачи);
- технологию проектного обучения (ориентирована на творческую самореализацию личности обучаемого; творческие проекты);
- компьютерные технологии (сбор, переработка, хранение информации обучающегося посредством компьютера).
На уроках применяется проектная деятельность. Младшие школьники это потенциальные будущие "исследователи и научные работники". Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Ученики и родители активно взаимодействуют и выполняют проекты. Сначала первый опыт был на коллективных проектах, затем обучающиеся индивидуально провобовали создавать проекты. Темы для проектов и исследований вокруг нас, часто подсказывает типичная ситуация, или случай, или событие, произошедшее с кем – либо из учеников.
Компьютерная деятельность: сейчас невозможно представить современный урок без обычной презентации, да и детям уже будет непривычно слушать учителя без каких-либо игр, физкультминуток, звуков, видеороликов – все эти функции выполняет мультимедийная или интерактивная доска. Обучающиеся комфортно себя чувствуют у такой доски, так как с детства приучены "разбираться" в телефонах и планшетах. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности отвечает запросам ребенка и является одним из эффективных способов повышения его мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей, создания благоприятного эмоционального настроя.
Интерактивные технологии обучения прослеживается в структуре урока, где необходимыми этапами являются: мотивация, сообщение темы уроков и ожидаемых результатов, актуализация знаний, усвоение и рефлексия. На уроке важно создать позитивный настрой, от него зависит результат, средство создания той атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение.
Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, надо старательно планировать свою работу
В инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль учителей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель школы все более осваивает функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.
Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит времяучителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.
На уроках математики обучающиеся могут двигать, с использованием интерактивной доски, различные фигуры, решать примеры, составлять задачи, сравнивать способом наложения различные геометрические фигуры.
На уроках русского языка и литературного чтения ребята могут составлять или разгадывать кроссворды в онлайн режиме, прослушивать аудиоролики, небольшие художественные произведения.
Вывод: введение инноваций в образовании способствовало развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе, сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.