Формирование общеучебных УД у младших школьников на уроках русского языка (развивающее обучение)

МБОУ СОШ №3, г. Барыш, Ульяновская область

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чижова М.А. Формирование общеучебных УД у младших школьников на уроках русского языка (развивающее обучение) // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00057.html (дата обращения: 26.04.2024 ).

 

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, то есть способности учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Формирование умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировку, преобразование материала, контроль и оценку).

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Общеучебные универсальные действия, являясь составной частью познавательных, обеспечивают способность к познанию окружающего мира. К ним относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников и другой дополнительной литературе; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме и использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме, контролировать и оценивать процесс и результаты учебной деятельности [3, с. 64].

Таким образом, в процессе изучения русского языка учащиеся должны:

1) определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела учебника, и определять круг своего незнания;

2) отвечать на простые и сложные вопросы учителя и задавать вопросы;

3) определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания и находить её;

4) переходить от выполнения учебных действий в предметной форме к выполнению во внутреннем умственном плане и создавать модели;

5) подробно пересказывать прочитанное или прослушанное и составлять простой план текста;

6) строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

7) наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

На формирование общеучебных универсальных действий, в частности, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме направлены следующие задания:

1. Редактирование текста: замените повторяющиеся слова синонимами и запишите текст.

Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

2) Восстановление деформированного текста: из данных предложений составь рассказ, запиши его.

Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.

3) Составление рассказа по его началу.

1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...

2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…

4) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: деревня сочинение писать [2, с. 21].

5) Составление предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы.
 
 

Мы всем классом пошли гулять.

6) Определение границ предложений: определите границы предложений и запишите их [1, с. 23].

1. По реке плывёт лодка. И плот.

2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.

3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

После таких подготовительных упражнений детям можно предложить подготовить проект. Например, проект "Письмо президенту". Учащиеся должны поставить перед собой цель, определить, какой день они будут описывать и о чём они хотят рассказать в своём письме президенту. Ребята должны будут найти информацию о своём селе (городе) в книгах и Интернете, выделить самую значимую. Составить план своего письма, отредактировать весь набросанный текст. Написанное письмо ребята вложат в конверт и вместе с учителем его подпишут. Эта работа может быть как коллективная, так и индивидуальная.

 

Список литературы

1. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык 2 класс. Ч. 1.,: Учебник / В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. – М.: Вита – Пресс, 2010. – 182 с.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М., 2001. – 307 с.

3. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.