Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

МБДОУ "Детский сад №167 "Колокольчик", г.Чебоксары

Педагог-психолог

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Федорова Е.Н. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00054.html (дата обращения: 18.04.2024 ).

 

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Организуя работу с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы, я провела диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы, Ю.А.Афонькиной и Г.А.Урунтаевой.

Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить узнавать и распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние взрослых и сверстников, активно реагировать на эмоции других.

Работа состояла из 2 этапов.  Занятия на 1 этапе — "Давайте жить дружно!" — проводятся в сентябре-октябре. 2 этап занятий— "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" — направлен на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первого этапа. Работу я начала с октября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Основная цель этих занятий — помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.  каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
— упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
— дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
— мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
— двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
— чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы.

Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Первые два занятия программы являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому я проводила  их в физкультурном  зале.
Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
— элементы сказкотерапии с импровизацией;
— элементы психодрамы;                                                                                
— игры на развитие навыков общения;
— игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;           
— рисование, кляксография, пуантилизм.
Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

 

Литература

  1. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк.
  2. Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. М.: Когито-центр, 1994.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия Развития, 1997.
  4. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Ленинград: Лен. Университет, 1988.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия Развития, 1996.