Сценарий педсовета "Ознакомление детей с художественной литературой"

МБДОУ детский сад комбинированного вида №8, г. Володарск, Нижегородская область

Старший воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Соломахина М.В. Сценарий педсовета "Ознакомление детей с художественной литературой" // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00052.html (дата обращения: 26.04.2024 ).

 

Цель: Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески использовать их.
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей" Н. И. Морозов.

Введение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

 

Часть 1. Разминка.
1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:
"По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…"
"Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?"
"Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!"
2. Закончите пословицу:
"Что написано пером…"        (не вырубишь топором)
"Без  труда…"                       (не выловишь рыбки из пруда)
"Семь раз отмерь…"              (один раз отрежь)
"Что посеешь…"                    (то и пожнешь)
"Любишь кататься…"            (люби и саночки возить)
3. К какому виду творчества это относится?
"Как аукнется, так и откликнется"        (пословица)
"На дворе трава – на траве дрова"      (скороговорка)
"Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота" (небылица)
"Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал"            (потешка)
"В некотором царстве, в некотором государстве…" (сказка)
"Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-Инте-интерес,
Выходи на букву С"  (считалка)
-"Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…" (былина)
-"Красна  девица, сидит в темнице, а коса на улице" (загадка)
-"Сели детки на карниз и растут все время вниз" (загадка)
-"Жили-были дед да баба" "Сказка"

 

Часть 2. Выступления педагогов по теме педсовета.

Обсуждение вопросов:

  1. Что дает ребенку знакомство с художественной литературой?
  2. Как объяснить детям непонятные слова из текста?
  3. Как организуется работа по заучиванию текстов в младших и старших группах?
  4. Почему необходимо создавать уголки книги в каждой возрастной группе детского сада?

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,
что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. Конкретные педагогические задачи.
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей.

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

- создание "Книжкиной больницы" в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие "из прошлого книги".

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как "Наши любимые книги", "По страницам сказок", и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

- создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.

- празднование именин произведения.

 

Презентация книжных уголков в группах.

Часть 3. Практическая работа. Слушатели делятся на 4 подгруппы. Каждая получает карточку с учебно-диагностическими заданиями. На обсуждение – 3 минуты, на ответ – 1 минута.
Карточка 1. (подготовительная группа)
Дети старшего возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателя способны увидеть единство содержания и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства.
Задание. Сформулируйте, какими методами всё это достигается.
Карточка 2. (средняя группа)
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач.
Задание. Назовите эти задачи.
Карточка 3. (старшая группа)
Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в старшей группе не получается. Она кратковременная, стихийная, не все дети принимают участие.
Задание. В чем вы видите причины? Дайте рекомендации воспитателям.
Карточка 4. (1 младшая группа)
Работа по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой 2-6 человек. В младшей группе детей делят на две подгруппы, в средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.
Задание. Обоснуйте такую организацию.
Карточка 5. (2 младшая группа)
Книги для детей дошкольного возраста всегда издаются с множеством цветных и черно-белых иллюстраций. Многие из художников по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи книги она иллюстрирует.
Задание. Назовите таких художников. Сформулируйте, в чем значение иллюстраций. Какова методика ознакомления с ними?

 

Заключение:

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

С целью ознакомления родителей с художественной литературой были проведены: родительские собрания, консультации, анкетирование, составление папок раскладок (см. приложения), направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

 

Решения педсовета:

  1. Соблюдать принципы по организации работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
  2. Постоянно менять и/или пополнять материал в книжном уголке.
  3. В родительский уголок поместить памятки по организации просмотра телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.