Фрагмент программы коррекционно – развивающих занятий для детей 4-5 лет (средней группы) "Веселюнчик и все-все-все"

МБДОУ "Детский сад № 127 "Малышка", г.Чебоксары

Педагог-психолог

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Андреева И.Н. Фрагмент программы коррекционно – развивающих занятий для детей 4-5 лет (средней группы) "Веселюнчик и все-все-все" // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00051.html (дата обращения: 25.05.2019 ).

 

Цель: развитие эмоционально – волевой сферы у дошкольников в возрасте 4-5 лет.

Задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями,
  • способствовать осознанию собственных эмоций,
  • формировать умение понимать эмоции других людей,
  • развивать способность выражать свои эмоции вербально и невербально,
  • формировать умение выражаться сои негативные эмоции социально приемлемыми способами,
  • развитие рефлексии,
  • формирование адекватной самооценки у детей,
  • обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,
  • создание условий для творчества и самовыражения дошкольников,

Программа включает 16 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю,
 

Продолжительность занятий 15 минут.

Форма организации

  • групповая (8-10 человек).

Необходимые материалы: портреты домовых; цветы с большими лепестками из картона, в сердцевине которых нарисованы пиктограммы эмоций; стаканы с водой, краски, блестки, кисточки, листы бумаги, карандаши или фломастеры; атласные ленты длиной 1-1,5 м ножницы; зеркала по числу детей; мяч, клубочек пряжи яркого цвета; картинка с изображением Тяни – Толкая, грустно – веселого принца; мишень на стене, резиновые шарики наполненные крупой, песком и т.д.; пластиковые бутылки; бумага черного цвета; аудиоаппаратура, кассеты с записью мелодий для релаксации, перышко.

Предполагаемый результат. Психологические занятия по данной программе повышают коммуникативную компетентность детей, происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность сознавать и контролировать свои эмоции.


 Занятие 1

Удивительный мир

 

Цель: Знакомство. Способствовать сплочению группы, создание атмосферы доверия, формирование адекватной самооценки.

Материалы: клубочек пряжи яркого цвета, игрушка "Солнышко".

- Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: "Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть" и т.д.
- А теперь мы с вами немного поиграем в волшебную игру. Эта игра сделает так, чтобы мы крепко – крепко подружились. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит этот клубок, чувствует, как его зовут, что хочет пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку. Когда клубок вернется к психологу, дети натягивают нить и видят объединившую их паутинку.
- Ребята, покажите, где у вас находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. А теперь погладьте себя и скажите "хороший мальчик" или "хорошая девочка".
- Вы знаете, что в нашем детском саду живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда мы все расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг неё. И тогда домовые начинают разговор. Они любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории из тех, что случаются с нами днем. Но поскольку сами домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы кто-нибудь чего-нибудь о себе рассказал!
Причем все наши домовые – абсолютно разные, как и мы с вами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает! Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми – дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат и шерстка дыбом становится. Пятый домовой любит удивительные истории про то, что, кажется, и на свете то не бывает. Слушает, раскрыв глаза и удивляется!
Рефлексия.
- А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.

 

Занятие 2

Веселютник 1

 

Цель: Способствовать сплочению группы, формирование адекватной самооценки. Знакомство и проигрывание эмоции радости.

Материалы: игрушка "Солнышко", изображение домового, рисунок ромашки, зеркала, бумага и карандаши, стакан с водой..

- Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: "Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть" и т.д.
- Сегодня мы познакомимся с домовым по имени Веселютник. Посмотрите, ребята, какой он веселый, как блестят от радости его глазки. Давайте скажем что-нибудь приятное ему. И поприветствуем его. А как? Сейчас покажу. Мы поиграем при помощи сердечка. Нужно передавать его рядом стоящему, и сказать приятные слова – комплименты: "Лена, у тебя красивое платье. Ваня, мне нравится твоя улыбка" и т.д.
- Что же такое радость? Как вы думаете, что нас радует? Ребята, посмотрите, какую рожицу я нарисовала. Вокруг нее я приклеила лепестки и получилась ромашка. На лепестках мы с вами напишем то, что вы мне говорили, когда заканчивали предложение "Я радуюсь, когда…".
- Ребята, вы все знаете, что мы чувствуем себя хорошо, когда у нас все получается, мы всем довольны и всех любим. В это время наше настроение похоже на чистую воду, и мысли у нас ясные и "чистые" (показывает стакан с чистой водой). Когда же к нам в голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и перемешивает их палочкой).
- Наш домовой Веселютник очень хочет иметь портрет каждого из вас, чтобы оформить красивый альбом на память. Давайте сделаем свои портреты для домового. Веселютник просит изобразить себя так, чтобы сразу можно было догадаться, что веселье – самый лучший друг. Для этого дети сначала рассматривают свои отражения в зеркалах и вместе выделяют отличительные особенности внешности. Психолог может помогать вопросами:
- Какой у тебя цвет волос, глаз, прическа и т.д.?
Затем дети изображают эмоцию радости.
- Молодцы, ребята. А давайте нарисуем что - нибудь веселое – превеселое. Возьмите цветные карандаши в обе ручки и закройте глазки. А теперь, не глядя, нарисуйте что-нибудь на листочках.
Рефлексия.
- А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.

                                                                      

Список литературы

  1. Абдурасулова Т. Коррекционно – развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) // Школьный психолог. 1999. №5. С. 8-9.
  2. Абдурасулова Т. Коррекционно – развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) // Школьный психолог. 1999. №6. – С. 4.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003. 88 с.
  4. Вежновец И. Программа "Развитие эмоциональной сферы" // Школьный психолог. 2005. №17. С. 28-38.
  5. Горячева Н. Экология души. Комплекс упражнений ля развития эмоционально – волевой сферы человека // Школьный психолог . 2003. №23. С. 9.
  6. Громова Т. Пауза перед уроком или "Домовые" как средство психологической работы // Школьный психолог. 2004. №15. С. 16-19.