Педагогический проект "Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста"

МДОУ "Жемчужинка", п. Харп, Ямало-Ненецкий автономный округ

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Новокрещенская О.И. Педагогический проект "Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста" // Совушка. 2015. N2. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00044.html (дата обращения: 26.04.2024 ).

Педагогический проект в подготовительной  "Б" группе "Зайчонок"

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Творческое название проекта Творческий проект "Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста"
Тип проекта  Групповой, практико-ориентированный
Возраст детей Старший дошкольный возраст
Исполнители Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители
Продолжительность Долгосрочный (1 год) с 2014 по 2015уч.г.
Раздел программы  Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова:  образовательная область "Физическое развитие"                               
Тематическое поле  Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Получение детьми знаний о ЗОЖ.
Актуальность Аристотель сказал: "Здоровье человека определяет воспитание…", а это значит, что во многом от педагогов зависит здоровье и развитие населения России.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается.  Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы обучения правилам здорового образа жизни. Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья. Огромные нереализованные возможности в укреплении здоровья таит в себе дошкольный возраст. Именно в нем закладывается ядро личности. Это важнейшее время для формирования здорового образа жизни. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка. 
Проблема Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.
Основные проблемы:
  1. Профилактика роста простудных заболеваний.
  2. Повысить уровень умений и знаний в области воспитания привычки ЗОЖ.
  3.  Потребность в формировании здорового образа жизни, обеспечения охраны и укрепление здоровья детей ДОУ педагогами и родителями.
  4. Несовершенство системы работы по валеологическому образованию детей.
  5. Существующие формы работы привести в соответствии с ФГОС
Цель Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.
Задачи
  1. Помочь ребенку осознать, что главная ценность в жизни – здоровье, за которое он должен сам отвечать и которое сам должен поддерживать.
  2. Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
  3. Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии.
  4. Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
  5. Воспитывать здоровьесберегающую компетентность – готовность решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
  6. Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Этапы реализации проекта 1 этап – выявление проблемы, мониторинг состояния здоровья детей, диагностика физического развития, валеологических представлений, умений и навыков дошкольников, анкетирование родителей.
2 этап – формирующий строится но основе: оздоровительных и профилактических мероприятий; образовательных и физкультурных мероприятий; режимных моментов; организация досугов, развлечений, праздников; соблюдение личной гигиены и культуры еды.
3 этап – заключительный, проведение итогового мероприятия
 Прогнозирующий результат Низкий уровень  заболеваемости детей в группе; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; формирование образа выпускника – социально значимой здоровой личности; повышение уровня адаптации к окружающему миру; Освоение взрослыми и детьми понятия " здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья. Углубление взаимосвязи родителей, детей и педагогического коллектива ДОУ. Овладение родителями и детьми качественными знаниями по формированию у них сознательной установки на здоровый образ жизни, способности жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Презентация проекта
  1. Музыкально-спортивное развлечение "Мы дружные, веселые, мы все одна - семья!" (с участием родителей), "Большие гонки"
  2. Выставка творческих работ "Мы спортивная семья", "На зарядку становись!"
  3. Стенгазета "Будь здоров" (закаливание в семье)
  4. Фотогазета из семейных архивов "Наша здоровая и спортивная семья"
  5. Фотоотчёт по проекту

 

Перспективно-тематическое планирование работы по формированию культуры здоровья в подготовительной "Б" группе "Зайчонок"

 

Ссылка на перспективно-тематическое планирование (таблица): СМОТРЕТЬ >>>

 

Литература

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам ОБЖ детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2002.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2012.
  3. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М., 2013.
  4. Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников. 2010.
  5. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. М., 2004.
  6. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М., 2008.
  7. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры. Ростов-на-Дону, 2007.
  8. Кудрявцева В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми. М., 1999.
  9. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. 2010.
  10. Степаненкова Э.Я .Сборник подвижных игр. 2014.
  11. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. 2012.
  12. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. М., 2014.